Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:24, лекция
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
В США система
оплаты труда предусматривает
- рабочие
получают повременную оплату, что
связано с высоким уровнем
механизации труда, где
- минимальная
оплата труда регулируется
- при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;
- абсолютные
размеры заработка зависят от
квалификации работника и
- повышение
заработка обычно производится
ежегодно для всех работников,
чья работа оценивается
- размеры
заработков инженерно-
- премии выплачиваются
обычно только высшему
В большинстве
американских фирм системы оплаты труда
отличаются негибкостью, не обладают достаточным
мотивационным эффектом и слабо
стимулируют повышение
По некоторым оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления.
Считается, что
высший управленческий персонал в США
имеет значительно более
Гибкие системы оплаты труда основаны на участии работников в прибылях фирмы или в распределении доходов.
В США используются различные программы участия работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной фирмой прибыли.
Система распределения
доходов предполагает создание определенного
механизма распределения
Крупные американские
фирмы, перешедшие на гибкую систему
оплаты, иногда используют одновременно
обе системы: на уровне фирмы или
производственного отделения - систему
участия в прибылях; на уровне заводов,
отделов – систему
Практика показывает, что использование гибких систем позволяет значительно повысить уровень оплаты труда при одновременном увеличении производительности труда и прибыльности производства. Это новый подход к формированию системы оплаты труда. Он включает также элементы морального стимулирования работников, в частности, за новые положения о разделении ответственности, стабильности состава работников фирмы и текучести кадров и др. Эти новые тенденции приближают американский стиль управления с японским.
3.3. Основные тактические задачи
Американские
компании в качестве основной тактической
задачи выделяют ускорение оборота
инвестируемых средств и
Японские
компании в качестве основных целей
оперативного характера выделяют обычно
расширение доли рынка и увеличение
доли новых товаров в общем
объеме выпускаемой продукции, что,
по мнению руководителей этих компаний,
должно обеспечить повышение
Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ори ентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурс ов для пов ышения прибыли в краткосрочном разрезе.
В отличие от этого ориентация японских компаний на максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе приводит к тому, что аппарат управления компании формируется на принципах, предусматривающих долгосроч ное аккумулирование управленческих ресурсов, универсальную подготовку и переподготовку управленческих кадров с их привязкой к да нной компании в течение длител ьного периода времени.
Различия в так тиче ских установках обусловливают некоторые отличия в подходах американских и японских компаний к выбору наиболее приорит етных сфер деятельности и направлений разв ития. Так, в настоящее время американские к омп ани и нап равляют большую часть ресурсов в такие области, как соверш енствование выпускаемых товаров и технологических процессов. В результате такой ориентации бо льшинство средств, выделяемых на научные исследования и разработки, сконцентрированы именно в этих областях, так как такая структура инвестиций обеспечивает кратчайшее время их оборота.
Японские компании наибольшую долю средств выделят на проведение фундаментальных исслед ований и разработок, а также работы п о созданию принципиально новых образцов продукции. В результате, хотя в абсолютном выражении период оборота этой части финансовых средств затягивается, изготовление принци пиально новых товаров дает возможность японским компаниям выпускать более конкурентоспособную продук цию и тем самым резко увеличивать объем прибыли . Анализ ситуации на капиталистических рынках весьма отчетливо показывает преимущества тактики, используемой японскими компаниями в конкурентной борьбе.
3.4.Стиль управления
Принципиально важным моментом, определяющи м подх од к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты, в то время как японский подход заключается в обеспечении эффективной деятельности группы, а не отдельного работника. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера—сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.
Стиль управления, который преобладает в японских компа ниях, ориентирован на групповую деятельность. Упор при осуществлении управленческих воздействий делается на включение каждого, в том числе и руководителя, в деятельность группы. При этом создаются условия и принимаются специальные меры по налаживанию горизонтальных связей и механизмов координации как внутри групп, так и между всеми группами в масштабах компании, что значительно умень шает возможность возникновения конфликтов . Поэтому идеальный управляющий по-японски предстает челове ком, способным обеспечить эффективное функционирование возглавляемого им коллектива единомышленников, в котором индивидуальные успехи каждого непосред ственно зависят и связаны с успешной совместной деятельностью.
Японский управляющий должен не только понимать характер своих подчиненных, но и использовать их психологические особенности для интенсификации труда, не показывая при этом своего превосходства, а наоборот старательно демонстрируя полное (однако, показное) равенство и личную заинтересованность в успехах каждого члена руководимой им группы. Исходя из этого основной задачей японского менеджера является способность не за ставлять подчиненных эффективно работать, используя методы бюрократического принуждения (приказы, распоряжения и т.п.), а ориентировать их деятельность в нужном направлении с помощью неявных методов воздействия, обеспечивающих добровольную ориентацию на максимальную отдачу их производственного и творческого потенциала. Обобщенный набор характерных черт японской и американской моделей управления можно представить, посмотрев табл.3.1.[Приложение 1]
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В настоящее
время в России наблюдается
Рыночная
экономика России требует адекватной
ей системы управления, которая должна
претерпеть радикальные преобразования
вместе со всем обществом. В условиях
перехода к рыночным отношениям важнейшим
фактором успеха становится непрерывное
совершенствование теории и практики
управления. В России большое значение
приобретает изучение передового и
прогрессивного опыта управления зарубежных
стран и использование его
при анализе собственных
Подготовка
современных менеджеров-
Так, в результате исследования данной темы можно сделать следующие выводы.
Основными качествами персонала являются целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело.
Также, при создании, ведении или улучшении дела американцы умеют оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды, в первую очередь это касается денежной и временной оценки. Ведь, время – это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время.
Американского стиль управления находит выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии обучающих технологий. Для этого существуют различного вида организации – школы управления; факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.
Каждая компания
практически имеет свою собственную
систему переподготовки. Новые сотрудники
обязаны проходить
Лидирующее
положение американских фирм в мировой
экономике, можно объяснить комплексным
контролем качества. В соответствии,
с которым качество обеспечивается
путем включения
Американские
компании в качестве основной тактической
задачи выделяют ускорение оборота
инвестируемых средств и
Итак, американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.