Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:51, реферат
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить - демократичность страны - трудолюбие граждан - высокий престиж образования - отсутствие государственного вмешательства в экономику Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
Особенности американского менеджмента
Управление
как наука, научная дисциплина возникла
в США в начале XX века. Этому
способствовал целый ряд
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека. Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930) Основные принципы системы Г. Форда: ► Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере; ► Непрерывность и подвижность процесса производства; ► Максимальный темп работы; ► Новая технология на основе поточного производства; ► Точность как стандарт и качество продукции; ► Определяющая роль технико–технологической системы; ► Экономический эффект системы; ► Не быть зависимым от человека, его слабостей. - Особенности американского менеджмента -
Особенности американского менеджмента:: ►Бизнесмены действуют прямолинейно; ► Прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах, ► Не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим. ► Для американского менеджера более характерен индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Американский стиль менеджмента - это ориентация на будущее. Отсюда - планирование на перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы. Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению их профессионального уровня и инициативы в работе. - Особенности американского менеджмента -
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые. Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней. Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель – подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение. Современный менеджмент должен основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии. Значительный вклад в это направление внес Элтон Мэйо (1880 – 1949) Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. - Особенности американского менеджмента -
Американская
модель менеджмента основана на формировании
так называемого
Важно отметить следующую закономерность. → Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1. Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства. → Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей. → После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Следующий этап развития: → Затем управление отделяется от капитала и производства. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента. → Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. → менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. - Особенности американского менеджмента -
Наиболее известная всем нам компания, использующая принципы американской модели управления - это конечно же Макдональдс. Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника. Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров. Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция "делать с первого раза". Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) - концепция "точно вовремя". Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня. Перспектива карьерного роста в компании. Поощрение конкуренции и внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили). Ответственность начальников за действия подчинённых. Рассмотрим на примере этой компании обозначенные выше особенности американской школы. - Особенности американского менеджмента -