Основы внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

Содержание

1. Россия на международном рынке услуг. Генеральное соглашение по торговле услугами, принятое в рамках Уругвайского раунда (ГАТС)…….3
2. Задача 1.…………………………………………………………………13
3. Задача 2.…………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

основы ВЭД.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ОСНОВЫ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

На тему: Вариант  № 6 
 
 
 

Исполнитель:   22 января 2010                    Савина Ольга Владимировна

студентка 2 курса

спец. 080507 менеджмент организации                                                             

Преподаватель:                                               Пунгин Илья Вячеславович   

  
 
 
 

Сыктывкар 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

     1.    Россия на международном рынке  услуг. Генеральное соглашение  по торговле услугами, принятое  в рамках Уругвайского раунда (ГАТС)…….3

     2. Задача 1.…………………………………………………………………13

     3. Задача 2.…………………………………………………………………15

     Список  литературы……………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.    Россия на международном  рынке услуг. Генеральное  соглашение по  торговле услугами, принятое в рамках Уругвайского раунда (ГАТС) 

     В процессе перехода российской экономики  на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

     Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

     Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных, прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

     В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг, как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

     Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной  базы. Было принято значительное число законов и других нормативных правовых актов, необходимых для установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).

     Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.

     Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

     Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

     В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

     Устранение  противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует  больших усилий. В первую очередь  это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.1

     Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

     транспорт и связь

     торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки

     информационно-вычислительное обслуживание

     сфера операций с недвижимостью

     ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания

     здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

     образование, культура и искусство

     наука и научное обслуживание

     кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение

     аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.

     Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут  предъявляться высокие требования.

     В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию  к росту: в 1994г. экспорт услуг составлял 8 424 млн. долл. и импорт – 15 141 млн. долл., в 2000г., соответственно, - 9 632 млн. долл. и 17 412 млн. долл. При этом заметный спад объемов торговли услугами пришелся на экономический кризис в 1998г. в России (табл. 1). 
 
 
 
 

Таблица 1

    Динамика  торговли услугами России за период 1994-2000гг., в млн. долларов

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Экспорт 8424 10567 13281 14080 12371 9040 9632
Импорт 15141 19970 18406 19829 16222 12829 17412
 

     Источник: Платежный баланс России

     Объем всего экспорта услуг из России сопоставим с объемом экспорта нефти, а показатели импорта услуг близки с показателями российского импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья.

     Доля  торговли услугами в совокупном объеме внешней торговли России приближается к показателям развитых стран: 21,3% в 2000 г. (в США – около 20%). Однако абсолютные показатели торговли услугами значительно отстают от мировых  лидеров. Так, согласно статистике ВТО, в 2000 г. Россия в международной торговле услугами входила в ряд 30 ведущих стран, но ее доля в мировой торговле услугами составляла в 2000 г. около 1%. (доля США в 2000 г. равнялись 16,1%, для Франции – 5,6%, Германии – 7,9%, Японии – 6,5%). Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Вместе с тем доля России на мировом рынке услуг практически совпадала с ее долей в мировой торговле товарами, с той лишь разницей, что российская торговля товарами сводилась с положительным сальдо.

     В последние годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное  сальдо (в 1994г. отрицательное сальдо составило 6717 млн. долл., в 2000г. - 7780 млн. долл.), причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов выездного туризма.

     Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг (табл. 2).

     Важнейшей и преобладающей статьей торгового баланса Российской Федерации в сфере услуг в последние годы является туризм (в классификации платежного баланса позиция "поездки"). На эту статью в 2000 г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта. Поскольку в настоящее время расходы по "поездкам" более чем в два раза превышают доходы (по сравнению с 1996г. этот разрыв увеличился), эта статья является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье “поездки” является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2000 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США. 
 
 
 

Таблица 2

    Структура торговли услугами России за 1996г. и 2000г., в млн. долл. и в %

  1996 2000
  Экспорт Импорт Экспорт Импорт
  13281 100 18406 100 9632 100 17412 100
Транспорт (включая страхование) 3630 27,3 2360 12,8 3261 33,8 2330 13,3
В том числе:                
Водный 1229 9,3 559 3,0 1030 10,7 807 4,6
Воздушный 1296 9,7 1001 5,4 1406 14,6 1013 5,8
Другой  транспорт 1106 8,3 800 4,3 825 8,6 511 2,9
Поездки 7102 53,5 10011 54,4 3839 40,0 10224 58,7
Услуги  связи 563 4,2 364 2,0 385 4,0 288 1,6
Строительные  услуги 91 0,7 1085 5,9 165 1,7 369 2,1
Страховые услуги 35 0,3 412 2,3
Финансовые  услуги 84 0,6 124 0,7 100 1,0 36 0,2
Компьютерные  и информационные услуги 22 0,2 12 0,1
Роялти  и лицензионные платежи 159 1,2 44 0,2 91 0,9 31 0,2
Операционный  лизинг 65 0,5 128 0,7 149 1,5 275 1,6
Прочие  услуги 1587 12,0 4289 23,3 1585 16,6 3455 19,9

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности