Основы налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
рассмотрение теоретических аспектов налоговой оптимизации;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;

Содержание

Введение 2
1.Теоритические основы налогового планирования 3
1.1.Понятие налогового планирования 3
1.2.Элементы налогового планирования 5
1.3.Этапы налогового планирования 7
2. Налоговое планирование как научное направление 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Мальков Антон (МО-5) Налоговое планирование в организации.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

    До  регистрации и начала функционирования организации необходим ответ  на общие вопросы стратегического  характера. Объединение их в группы дает представление об этапах налогового планирования.

     На  первом этапе происходит появление  идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение  вопроса о возможном использовании  налоговых льгот, предоставляемых  законодателем.

     Второй  этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

     Третий  этап налогового планирования в организации  подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определени ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

     Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически  входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

     Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа  налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня  и характеристик налогов, взимаемых  с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога[4]. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.

     Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного  налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

     Шестой  этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

    Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и  контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 

 

     2. Налоговое планирование как научное направление 

    Экономическая и правовая стороны налоговой  оптимизации очень тесно связаны. Налог как социально-экономическая  конструкция имеет свою сущность, цели, функции, законы существования и развития, а с юридической стороны это совокупность элементов налога, закрепленных в нормативных правовых актах. Таким образом, одновременно существует объективная реальность - налоговые отношения и юридическая реальность - источники налогового права, т.е. для каждого экономического отношения уже существует свой объективно сложившийся критерий: что хорошо, что плохо. Право регулирует деятельность налогоплательщика, устанавливая рамки допустимого и должного поведения, нарушение которых должно наказываться, право должно устанавливать четкие границы социально допустимого и полезного поведения в экономике. Поэтому налоговая оптимизация представляется деятельностью налогоплательщика по снижению обязательных выплат, которая с юридической точки зрения квалифицируется как допустимая.

    Вышеизложенное  позволяет сказать, что возможность  налогового планирования заложена в  самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или  иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

    Отсутствие  в налоговом законодательстве таких  понятий, как «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», позволяет фискальным органам любое налоговое планирование считать противозаконной деятельностью, что несовместимо с принципами построения правового государства, равенства всех перед законом и судом.

    При установлении видов налогового планирования в законодательстве в качестве одного из критериев по мнению специалистов, исследующих данную категорию, целесообразно использовать понятие законности (соблюдение требований законов). Так, лицо вправе заключать любые, не запрещенные законом сделки, но при этом оно должно учитывать публичные (в данном случае фискальные) интересы государства, воздерживаясь от заключения сделок, единственной целью которых является снижение налогового бремени.

    В противном случае лицо злоупотребляет субъективными правами и соответственно игнорирует публичные интересы государства.

    Разработка  таких теоретических вопросов позволит более осознанно подходить к  процессу правотворчества и в  случае их детализации и закрепления  в законодательстве сузит сферу  неопределенности налогового права.

    «В  основу налогового планирования должны быть положены принципы системного подхода  и системного анализа. Системный  подход - это определенная методологическая концепция, связанная с историко-философской  ретроспективой и с современными теоретико-познавательными представлениями о налогах и налогообложении. Системный анализ - определенный аспект системных исследований с ярко выраженной практической направленностью по управлению налогообложением» [6].

    Очевидно, что налоговое планирование как  одно из направлений научной мысли уже существует, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на данную тематику и реализация этого направления на практике. Однако отсутствует систематизация этих знаний, не выработаны принципы (основы) налогового планирования, нет единства при классификации методов, этапов, отсутствует легальное определение этого понятия на законодательном уровне.

    Ряд ученых, приходят к мысли выделения  налогового планирования в качестве самостоятельного нового направления  научной теории и в практике преподавания как самостоятельной правовой дисциплины на юридических факультетах. Так, например, по мнению А.П. Зрелова, налоговый менеджмент, куда входят, в свою очередь, налоговая оптимизация, налоговая минимизация и налоговая логистика, должен являться составной частью форосологии - науки, изучающей современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых отношений. Указанный автор не только предложил единый понятийный аппарат новой науки, получившей название «форосология», но и разработал ее структуру [7].

    Другие  авторы рассматривают налоговое  планирование как проявление налоговой  правосубъектности и считают  его правовым инструментом, способствующим согласованию публичного интереса государства  и частного интереса налогоплательщиков.

    Так, по мнению Б.В. Мышкина, содержание налоговой  правосубъектности организации  и правосубъектности физического  лица позволяет им участвовать в  налоговых правоотношениях в  роли налогоплательщика и налогового агента. Это позволяет утверждать, что комплекс прав и обязанностей физических лиц, предпринимателей без образования юридического лица и организаций в налоговом правоотношении опосредует их частные интересы, которые сводятся к стремлению всемерно минимизировать в пределах прав, предоставленных им законодательством о налогах и сборах, иным законодательством, свое налоговое обязательство.

    Возникает неизбежное объективное противоречие между публичным (государственным) интересом и частными интересами налогоплательщиков, что порождает  конфликт интересов, который либо разрешается в суде, либо неуплата налогов налогоплательщиками наносит непоправимый ущерб интересам государства в результате недопоступлений в его бюджетную систему соответствующих доходов от налогов и сборов [8].

    В этой связи возникает необходимость поиска правового инструментария, способствующего сбалансированию публичного интереса государства и частного интереса налогоплательщиков.

    Одним из таких инструментов является налоговое  планирование, позволяющее в рамках соблюдения действующего законодательства оптимизировать и минимизировать налоговые платежи (отчисления) налогоплательщиков.

     Заключение

    Легитимность  налогового планирования, его направленность на реализацию объективного интереса налогоплательщика и экономического интереса государства в долгосрочной перспективе позволяет рассматривать налоговое планирование как объективное положительное социально-экономическое явление современности.

    В Российской Федерации, как и во многих других странах, принимаются меры по предупреждению и упорядочению практики оптимизации налоговых платежей. Однако, правовые нормы, содержащиеся в различных отраслях права, не скоординированы, не составляют единой системы, не согласованы между собой и нуждаются в совершенствовании. Государству необходимо конкретизировать и системно доводить свою позицию по вопросам оптимизации налогообложения и доводить её до налогоплательщиков.

    Предпосылкой  для этого является существующее объективное противоречие между  налогоплательщиками, стремящимися уменьшить  свои налоговые обязательства, и государством, решающим постоянно возрастающие социальные задачи. В этих условиях налоговое планирование выступает инструментарием, способствующим сбалансированию публичного интереса государства и частного интереса налогоплательщиков посредством уменьшения уплаты налогов на законных основаниях. 

 

Список использованной литературы 

    1.См.: Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М: Финансы и статистика, 2001. С. 43.

    2.См.: Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. – М.: Экзамен, 2005. С. 117

    3.Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы планирования и прогнозирования. Ч.1. – СПб.: СПбУЭФ, 2001

    4.Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004.

    5.Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. Краткий курс.

    6.Евстигнеев, Е.Н. Основы налогового планирования: корпоративный налоговый менеджмент; направления минимизации налогов; имитационная модель налогового планирования [Текст]: / Е.Н.Евстигнеев, - М.: - 2004. – 288 с.

    7.Зрелов, А.П. Форосология - наука о налогах [Текст] : / А.П. Зрелов // Бизнес адвоката. - 2005. - № 3. - с. 17 – 24.

    8.Мышкин, Б.В. Налоговая оптимизация как проявление налоговой правосубъектности [Электронный ресурс] : / Б.В. Мышкин, Internet, 2008. - Режим доступа: http:/www.cfin.ru, свободный. – Загл. с экрана.

    9.Налоговое планирование [Электронный ресурс] / Business Toolkits, 2008. - Режим доступа: http:/www.gaap.ru, свободный. – Загл. с экрана.

    10.www.stolypin.ru 
 
 

Информация о работе Основы налогового планирования