Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:27, лекция

Описание работы

Менеджмент − сложный объект изучения, который может быть представлен в нескольких видах. Мы будем рассматривать его как вид деятельности по руководству людьми. С ним связан успех любого дела.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 Менеджмент.docx

— 24.63 Кб (Скачать)

Краткий курс лекций

 

Тема 1. Введение в  дисциплину «Основы менеджмента»

 

Менеджмент −  сложный объект изучения, который  может быть представлен в нескольких видах. Мы будем рассматривать его  как вид деятельности по руководству  людьми. С ним связан успех любого дела.

Вообще, строго говоря, определения  менеджмента имеют очень различную трактовку. Международная ассоциация по менеджменту записала около 1000 определений. Это связано, что само понятие многоаспектно, и в определении часто заостряется внимание на каком-то одном аспекте.

Вместе с тем, можно  выделить те, которые носят емкий  и общий характер. Питер Друкер (американский ученый): "Я рассматриваю управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Это определение требует конкретизации, когда идет речь о фирмах, предприятиях, а не только на макроуровне. Управлять − это значит вести предприятие к намеченной цели, используя ресурсы наилучшим образом.

Наиболее полное, точное и достойное внимания определение: "Менеджмент − это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия, организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом обеспечения их удовлетворенности трудом". Управление всегда связано с действиями в области кадровых ресурсов. Успех деятельности зависит от эффективности менеджмента.

Что является основой успеха в современном обществе? Высокий уровень профессионализма в управленческой структуре профессионализм является определяющим качеством. Менеджер должен обладать широким кругом качеств профессиональных: аналитическим мышлением, способностью к организации, уметь оптимально использовать ресурсы и т.д.

Менеджмент мы связываем  с понятиями, такими как бизнес, предпринимательство. Слово бизнес рассматривается со следующих позиций: Бизнес − некий вид деятельности, который направлен на получение прибыли посредством производственной деятельности по изготовлению товаров или оказанию услуг. Понятие предпринимательства: Предпринимательство − это частный случай бизнеса − способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска. Отличие заключается в том, что предпринимательство всегда сопряжено с чем-то новым. Эта новизна может заключаться как в том, что занимаются новым объектом (товар, услуга), так и с продвижением новых методов управления. Это в свою очередь сопряжено с риском. Таким образом, новизна и риск − два отличающих момента предпринимательства.

Сущность менеджмента  состоит в том, чтобы умело  управлять, опираясь на принцип менеджмента  и эффективное выполнение функций  менеджмента.

Таким образом, термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» («management») американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» («business management»), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно в дальнейшем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Менеджмент как  самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает,   что   менеджер  не зависит   от  собственности   на   капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного  лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением  размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и  контроль  за  выполнением принятых  решений.

Менеджмент – это управление в условиях рынка.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной работы фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других.

Менеджмент – это деятельность в процессе производительной работы, организация этой работы  с целью полного раскрытия возможностей коллектива и каждого отдельного работника.

Менеджмент – совокупность форм, методов и средств управления производством.

Менеджмент – деятельность человека, с помощью которой он превращает организованную массу в целенаправленный и действенный коллектив.

Менеджмент так же можно  представить в виде формулы:

Менеджмент = Обучение + Опыт + Искусство

Менеджер  -  это человек, который организует работу других, согласовывая  при этом самые различные точки зрения  с целью достижения  поставленной задачи.

Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.

Управление > Менеджмент > Руководство

Основная  цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет  внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние  две группы факторов:

  • тенденция развития организаций;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Задачи менеджмента:

  1. Ознакомиться с опытом зарубежных стран.
  2. Адаптировать этот опыт к нашей стране, к социально-экономической и политической обстановке.
  3. Получение определенных навыков  управления предприятием и собой.
  4. Научиться общению в различных ситуациях.

Задачи менеджера:

  1. Создавать комфортные  физиологические  и психологические  условия на рабочем месте.
  2. Устранять на производстве не нужные элементы, параллели, промежуточные  и конечные запасы.
  3. Развивать и внедрять инновации, вовлекая в процесс  всех управляемых.
  4. Обеспечить адаптацию производства к меняющимся условиям (внутренним и внешним).
  5. Создать климат сотрудничества  и постоянного роста подчиненных.
  6. Обеспечить заинтересованность персонала в качестве выпускаемой продукции.
  7. Определить фактор мотивации сотрудников.
  8. Расширять связи факторов и круг их обращения.

В современном  мире на первый план в производство и сфере услуг  выходит человек, который своим  присутствием должен пронизывать  все  трудовые отношения (социальная революция), под которой подразумевается качественно-новое изменение  методов управления и организации труда.

Современная модель управления – «человек ключевой элемент производства».

Особое развитие менеджмент стал приобретать, когда  активно развивалось производство.

    1. Роль: управляющий.

Девиз: бизнес есть бизнес, работай и не рассуждай.

Примечание: основной ориентир − производство, человеческий фактор не принимается во внимание, менеджер как диктатор.

    1. Роль: патерналист или "глава семьи".

Девиз: быть справедливым, но твердым.

Примечание: с одной стороны, менеджер проявляет человеческие чувства, но тем не менее жестко держит линию, ориентированную на производство.

    1. Роль: маклер или "оборотистый человек".

Девиз: продать все, что произведено.

Примечание: пример Форда.

    1. Роль: менеджер-организатор (производства).

Девиз: производить то, что купят.

Примечание: ориентирован на исследование рынка и ставит задачу производству в соответствие с предпочтениями рынка. Он должен был обладать аналитическими способностями, быть дипломатичным.

Требования, предъявляемые  менеджерам

Чаще всего требования делят на общие и специфические.

Общие: ответственность за принятие решений; аналитические способности, связанные со спецификой области; психоаналитические способности; организаторские способности; способность к оптимизации, коммуникабельность; и т.д.

Специфические требования связаны либо с уровнем управления, либо с направлением деятельности, областью, в которой действует менеджер. 
Требования к менеджерам

Япония: профессионализм, компетентность; высшая ответственность и достоинство; способность к риску; чувство нового и предпринимательские способности; высокая работоспособность; чувствительность (восприятие настроений персонала и оценка ситуации, профессиональная интуиция). 
США: уметь владеть собой, иметь четкие ценности, наличие личной цели, постоянная потребность в саморазвитии, навыки (опыт) решения проблем, творческий подход, умение влиять на окружающих, умение мотивировать работу (понимать особенности труда, исполнителей, престиж−деньги−ответственность), способность распределять работу и оценивать ее качество, умение организовать групповую работу...

Польша: энергичность, воля, рассудительность, высокие нравственные качества, ответственность... 
Франция (по результатам опроса): внешние данные 1%, авторитет 4%, техническая компетентность 8%, жизненный опыт 10%, неординарность 36%, дар божий 41% (деловое общение, ладить с людьми и т.д.). 
Особенности менеджмента в рыночной экономике. Виды, области менеджмента. 
Во многом эти особенности определяются очень важным условием, которое в принципе отличает все подходы, используемые на современном этапе. Приходится учитывать и внешние, и внутренние факторы в процессе управления предприятием, необходимость проявлять гибкость, маневренность при выполнении функций управления. Раньше творческий подход был усложнен.  
Рыночная экономика: более жесткий подход к людям, спектр возможностей, инструментов мотивации труда расширился, изменилось управление в области коммуникаций, управление инновациями, отличия, связанные с маркетингом. 
 
Отличия менеджмента в различных сферах

Сферы: производство, обслуживание, наука...

Надо обращать внимание на суть процесса. Производственный персонал работает непосредственно с продуктом, то есть это персонал, который замыкается на материальные средства, который привык к конкретике, точным формулировкам. Управленческий персонал в обслуживании характеризуется тем, что они сами контактируют с людьми, обладают профессиональными качествами, сходными с качествами менеджера, они связаны с пониманием и представлением в области психологии людей, конкретика не так проявляется. Следовательно, все это требует другого подхода. Научно-производственные области: творческий подход, их труд сопряжен во многом с вероятностным исходом, но должны быть разумные рамки => гибкость менеджера в управлении.

Информация о работе Основы менеджмента