Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:27, лекция
Менеджмент − сложный объект изучения, который может быть представлен в нескольких видах. Мы будем рассматривать его как вид деятельности по руководству людьми. С ним связан успех любого дела.
Краткий курс лекций
Тема 1. Введение в дисциплину «Основы менеджмента»
Менеджмент − сложный объект изучения, который может быть представлен в нескольких видах. Мы будем рассматривать его как вид деятельности по руководству людьми. С ним связан успех любого дела.
Вообще, строго говоря, определения менеджмента имеют очень различную трактовку. Международная ассоциация по менеджменту записала около 1000 определений. Это связано, что само понятие многоаспектно, и в определении часто заостряется внимание на каком-то одном аспекте.
Вместе с тем, можно выделить те, которые носят емкий и общий характер. Питер Друкер (американский ученый): "Я рассматриваю управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Это определение требует конкретизации, когда идет речь о фирмах, предприятиях, а не только на макроуровне. Управлять − это значит вести предприятие к намеченной цели, используя ресурсы наилучшим образом.
Наиболее полное, точное и достойное внимания определение: "Менеджмент − это вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия, организации путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом обеспечения их удовлетворенности трудом". Управление всегда связано с действиями в области кадровых ресурсов. Успех деятельности зависит от эффективности менеджмента.
Что является основой успеха в современном обществе? Высокий уровень профессионализма в управленческой структуре профессионализм является определяющим качеством. Менеджер должен обладать широким кругом качеств профессиональных: аналитическим мышлением, способностью к организации, уметь оптимально использовать ресурсы и т.д.
Менеджмент мы связываем с понятиями, такими как бизнес, предпринимательство. Слово бизнес рассматривается со следующих позиций: Бизнес − некий вид деятельности, который направлен на получение прибыли посредством производственной деятельности по изготовлению товаров или оказанию услуг. Понятие предпринимательства: Предпринимательство − это частный случай бизнеса − способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска. Отличие заключается в том, что предпринимательство всегда сопряжено с чем-то новым. Эта новизна может заключаться как в том, что занимаются новым объектом (товар, услуга), так и с продвижением новых методов управления. Это в свою очередь сопряжено с риском. Таким образом, новизна и риск − два отличающих момента предпринимательства.
Сущность менеджмента состоит в том, чтобы умело управлять, опираясь на принцип менеджмента и эффективное выполнение функций менеджмента.
Таким образом, термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Термин «менеджмент» («management») американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» («business management»), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно в дальнейшем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».
Менеджмент как
самостоятельный вид
Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
Менеджмент – это управление в условиях рынка.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной работы фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других.
Менеджмент – это деятельность в процессе производительной работы, организация этой работы с целью полного раскрытия возможностей коллектива и каждого отдельного работника.
Менеджмент – совокупность форм, методов и средств управления производством.
Менеджмент – деятельность человека, с помощью которой он превращает организованную массу в целенаправленный и действенный коллектив.
Менеджмент так же можно представить в виде формулы:
Менеджмент = Обучение + Опыт + Искусство
Менеджер - это человек, который организует работу других, согласовывая при этом самые различные точки зрения с целью достижения поставленной задачи.
Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент > Руководство
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
Задачи менеджмента:
Задачи менеджера:
В современном мире на первый план в производство и сфере услуг выходит человек, который своим присутствием должен пронизывать все трудовые отношения (социальная революция), под которой подразумевается качественно-новое изменение методов управления и организации труда.
Современная модель управления – «человек ключевой элемент производства».
Особое развитие
менеджмент стал приобретать, когда
активно развивалось
Девиз: бизнес есть бизнес, работай и не рассуждай.
Примечание: основной ориентир − производство, человеческий фактор не принимается во внимание, менеджер как диктатор.
Девиз: быть справедливым, но твердым.
Примечание: с одной стороны, менеджер проявляет человеческие чувства, но тем не менее жестко держит линию, ориентированную на производство.
Девиз: продать все, что произведено.
Примечание: пример Форда.
Девиз: производить то, что купят.
Примечание: ориентирован на исследование рынка и ставит задачу производству в соответствие с предпочтениями рынка. Он должен был обладать аналитическими способностями, быть дипломатичным.
Требования, предъявляемые менеджерам
Чаще всего требования делят на общие и специфические.
Общие: ответственность за принятие решений; аналитические способности, связанные со спецификой области; психоаналитические способности; организаторские способности; способность к оптимизации, коммуникабельность; и т.д.
Специфические требования связаны либо с уровнем управления,
либо с направлением деятельности, областью,
в которой действует менеджер.
Требования к менеджерам
Япония: профессионализм, компетентность;
высшая ответственность и достоинство;
способность к риску; чувство нового и
предпринимательские способности; высокая
работоспособность; чувствительность
(восприятие настроений персонала и оценка
ситуации, профессиональная интуиция).
США:
уметь владеть собой, иметь четкие ценности,
наличие личной цели, постоянная потребность
в саморазвитии, навыки (опыт) решения
проблем, творческий подход, умение влиять
на окружающих, умение мотивировать работу
(понимать особенности труда, исполнителей,
престиж−деньги−
Польша: энергичность, воля, рассудительность,
высокие нравственные качества, ответственность...
Франция
(по результатам опроса): внешние данные
1%, авторитет 4%, техническая компетентность
8%, жизненный опыт 10%, неординарность 36%,
дар божий 41% (деловое общение, ладить с
людьми и т.д.).
Особенности менеджмента в рыночной экономике.
Виды, области менеджмента.
Во многом эти особенности определяются
очень важным условием, которое в принципе
отличает все подходы, используемые на
современном этапе. Приходится учитывать
и внешние, и внутренние факторы в процессе
управления предприятием, необходимость
проявлять гибкость, маневренность при
выполнении функций управления. Раньше
творческий подход был усложнен.
Рыночная экономика:
более жесткий подход к людям, спектр возможностей,
инструментов мотивации труда расширился,
изменилось управление в области коммуникаций,
управление инновациями, отличия, связанные
с маркетингом.
Отличия менеджмента
в различных сферах
Сферы: производство, обслуживание, наука...
Надо обращать внимание на суть процесса. Производственный персонал работает непосредственно с продуктом, то есть это персонал, который замыкается на материальные средства, который привык к конкретике, точным формулировкам. Управленческий персонал в обслуживании характеризуется тем, что они сами контактируют с людьми, обладают профессиональными качествами, сходными с качествами менеджера, они связаны с пониманием и представлением в области психологии людей, конкретика не так проявляется. Следовательно, все это требует другого подхода. Научно-производственные области: творческий подход, их труд сопряжен во многом с вероятностным исходом, но должны быть разумные рамки => гибкость менеджера в управлении.