Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Менеджмент – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Менеджмент в переводе с английского означает управление. Это учебная дисциплина изучающая управление на разных уровнях. Менеджмент – это управление кем-либо или чем-либо. В этом случае управление осуществляет менеджер – управленец.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

АНО ВПО «Национальный Институт имени           Екатерины Великой»

Щелковский  филиал 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Теория менеджмента» 

Тема: «Основы менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка

                  группы  41-11

                     Вольгина.Е.А 

                  Проверил: преподаватель Шанин.А.В., к.п.д., доцент 
                   
                   
                   
                   

                                         

                                    

                                          Щелково

                                              2011

Менеджмент – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Менеджмент в переводе с английского означает управление. Это учебная дисциплина изучающая управление на разных уровнях. Менеджмент – это управление кем-либо или чем-либо. В этом случае управление осуществляет менеджер – управленец.

Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

                 Основные подходы к управлению

Подход  с позиции выделения различных  школ в управлении позволяет рассматривать  управление различных точек зрения – с позиции школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходе организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – люди, структура, задачи и технология, - ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует великое множество факторов, воздействующих на организацию как внутри неё, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять ею. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более соответствует данной ситуации.

Школа научного менеджмента сформировалась и получила широкую известность  во всем мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация  труда» на пороге XX в. Научный менеджмент наиболее тесно связан с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганнта. Эти создатели школы научного менеджмента полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Из своих  исследований и экспериментов Ф. Тейлор вывел ряд общих принципов, которые и легли в основу его  системы:

Разделение  труда – этот принцип проводился не только на уровне мастерской или цеха, но распространяется и на управленческие эшелоны. За менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником – функция исполнения. Помимо этого разделения труда в широком смысле Тейлор рекомендовал также осуществлять разделение конкретных производственных задач, чтобы каждый член коллектива, как рабочий, так и менеджер, был ответственен лишь за какую-либо одну функцию;

Измерение труда – Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач. Этот принцип предполагает измерение рабочего времени с помощью так называемых «единиц времени», представляющих дискретные элементы трудовых процессов;

Задачи-предписания  – согласно данному принципу производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия должны быть четко запланированы, и каждому рабочему выдаются письменные инструкции относительно его конкретных задач. Путем реализации этих мер как рабочий, так и менеджер получают определенные стандарты, содействующие измерению труда;

Программы стимулирования – для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену, и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции; в случае достижения большей продуктивности рабочему выплачиваются премиальные;

Труд  как индивидуальная деятельность – влияние группы делает рабочего менее продуктивным;

Мотивация – суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей;

Роль  индивидуальных способностей – проводится различие между способностями рабочих и менеджеров; рабочие работают ради вознаграждения в настоящем, а менеджеры работают ради вознаграждения в будущем;

Административная  школа рассматривала организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Если  авторы, которые писали о научном  менеджменте, в основном посвящали  свои исследования тому, что называется управлением производством и вопросам повышения эффективности на уровне ниже управленческого, то с возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Ф. Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля.

Следует отметить, что в то время как методы Ф. Тейлора штудировались европейскими управляющими, американские пионеры фактически игнорировали теорию А. Файоля и вплоть до 1949 г., когда появился первый перевод книги «Общее промышленное управление» на английский язык, - рассматривали научный менеджмент как чисто американское изобретение. Именно А. Файоль был первым исследователем, классифицировавшим изучение менеджмента по его функциональным признакам, таким как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

В своем  труде А. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления:

Разделение  труда – реализация этого принципа позволяет уменьшить число объектов, к которым прикованы внимание и усилие каждого участника управленческого процесса; он применим к любому труду, охватывающему значительное количество людей, требующего применения разнообразных способностей.

Власть  и ответственность – они взаимосвязаны: власть – это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения; она бывает официальной (должностной) или личной (идущей от индивидуальных качеств). Но нет власти без ответственности. Ответственность – род мужества, и ее боятся настолько, насколько ищут власти. Страх ответственности парализует инициативу.

Дисциплина – это, прежде всего, повиновение. Цель благосостояния организации не позволяет отрицать возможность проявления санкций к нарушителям дисциплины.

Единство  распоряжений – для любого рода деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица. Единоначалие - единая глава и единый план работ, преследующий единую цель. Двуглавое тело, как в животном, так и в социальном мире есть монстр.

Подчиненность индивидуальных интересов общи - интересы одного человека или группы работников не должны превалировать над интересами всей организации.

Вознаграждение  персонала – это цена оказываемых  услуг. Она должна быть честной и  приносить удовлетворение, как работнику, так и предпринимателю.

Централизация – в любом организме должен быть мозг, иначе говоря, управляющий центр. Проблема централизации или децентрализации – это попросту вопрос между ними.

Скалярная цепь – это цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии вплоть до её низших звеньев. Власть прокладывает себе путь через каждое звено данной цепи.

Порядок – названный принцип говорит о том, что должно быть рабочее место для каждого работника, и каждый работник должен быть на своем рабочем месте.

Справедливость – глава организации должен стремиться вселить дух справедливости на все уровни скалярной цепи; лишь в этом случае персонал будет поощрен к выполнению своих обязанностей со всей отдачей и преданностью.

Стабильность  пребывания персонала в должности  – указанный принцип гласит, что  работнику требуется определенное время для овладения приемами работ на должном профессиональном уровне.

Инициатива – продумать план действия и приложить силы к его успешному выполнению – не в этом ли источник глубокого удовлетворения для интеллигентного человека?

Корпоративный дух (sprint de corps) - гармония между членами персонала составляет огромную силу организации.

Для А. Файоля источник эффективности системы  управления заключался в собственно управленческих процедурах, главным  субъектом применения которых была администрация, а основным методам  достижения – установление и применение правильных принципов. Оглядываясь на свой жизненный путь, он пришел к заключению, что личность администратора весьма существенна для процветания организации. Исходя из этого, А. Файоль составил перечень качеств, которыми должны, по его мнению, обладать менеджеры:

  • здоровье и физическая бодрость;
  • ум и интеллектуальные способности;
  • моральные качества, такие как настойчивость, энергия, мужественность в принятии решения и ответственность, чувство долга и т.д.;
  • хорошее общее образование;
  • управленческие способности: предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать;
  • общая осведомленность во всех существенных функциях предприятия;
  • подлинная компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует концерн.

Итак, главная  задача научного менеджмента и административной школы состоит в развитии эффективности  – индивидуальной, в массе рабочих, в управленческом штате – и  во взаимоотношениях между ними.

Школа человеческих отношений. Возглавил  данное направление профессор Гарвардского университета Элтон Мейо (1880 – 1949). Американские исследователи полагают, что данная школа возникла как оппозиция  тейлоризму (научному менеджменту по теории Ф. У. Тейлора).

Э. Мейо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд  научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставшие  известными как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мейо позволили, повернут управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия.  

Его выводы состоят в следующем:

  • четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда;
  • внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей;
  • поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером;
  • в отличие от Ф. Тейлора, Э. Мейо считал, что рабочий по своей природе неленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие.

Эти приложения по-новому ставили вопросы взаимоотношений работников и требовали отношения к человеку на работе как к личности с её социально-психологическими качествами и чертами.

Информация о работе Основы менеджмента