Основы банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:17, доклад

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.

Содержание

Введение: 3

Глава 1: «Структура и задачи банковского менеджмента» 4

Финансовый менеджмент 8

Управление персоналом 8

Задачи 9

Банковская политика 9

Администрирование _____________________________________11

Глава 2: «Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке» 12

Максимизация прибыли банка 14

Финансовая устойчивость банка 16

Организационная устойчивость банка 17

Функциональная устойчивость банка 19

Практическая часть____________________________________25



Заключение: 28

Список использованной литературы и источников: 28

Работа содержит 1 файл

menedzhment (1).rtf

— 329.23 Кб (Скачать)

     Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке -- создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

     Банковский продукт -- способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк - клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

     Банковская операция -- система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

     Банковская услуга -- форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

     Продуктовый ряд банка -- банковская продукция.

     Простой продукт -- продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

     Сложный продукт -- продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

     Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

  1. выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
  2. разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
  3. разработка регламента оказания требуемой услуги;
  4. разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
  5. решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
  6. решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
  7. решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
  8. разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

     По целевому назначению можно различать следующие классы операций:

  1. Пассивные операции -- аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
  2. Активные операции -- использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
  3. Посреднические операции -- обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

     Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

     Банковская триада -- сочетание трех понятий "продукт - операция - услуга".

     Продукт -- регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

     Операция -- упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию)  клиента.

     Услуга -- результат обслуживания клиента (выполнения операции).

     По степени сложности можно выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.

     Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

     Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.

     Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

     Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

     Объектом реинжиниринга процессов обслуживания клиентов являются комбинированные и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов.

     Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

     Работа с клиентом формально может быть описана следующей последовательностью фаз взаимодействия сотрудников банка с клиентом.

  1. Информирование клиента о сфере услуг банка.
  2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.
  3. Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.
  4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).
  5. Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.
  6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.

     В настоящее время известны две системы работы с клиентами:

  • Система, ориентированная на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по функциональному признаку. Управление строится исходя из административно-командных принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем".
  • Система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.

     Поскольку первая система эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе.

     Таким образом, следующая предметная область финансового менеджмента -- создание продуктового ряда банка -- не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент -- устойчивый банк.

                                 Практическая часть

ОАО «Альфа-Банк»

Альфа-Банк был основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

Клиентская база банковской группы «Альфа-Банк» по состоянию на 1 марта 2009 г. составила свыше 56 000 корпоративных и 3,5 млн розничных клиентов. Филиальная сеть банка включает в себя 333 отделения и офиса по России и за рубежом.

В 2008 году совокупные активы группы согласно отчетности по МСФО выросли на 19,4% и составили 27,1 млрд долларов США (2007 г. -- 22,7 млрд долларов США). Совокупный капитал группы вырос на 15,8% до 2,2 млрд долларов США (2007 г. -- 1,9 млрд долларов США). Операционная прибыль выросла на 19,8% до 1,21 млрд долларов США (2007 г. -- 1,01 млрд долларов США) благодаря значительному росту процентных и комиссионных доходов от основных банковских продуктов. Чистая процентная маржа увеличилась на 53,7% и составила 1 381,9 млн долларов США (2007 г. -- 899,0 млн долларов США), комиссионные доходы возросли на 31,9% и составили 340,9 млн. долл. (2007 г. -- 258,4 млн долларов США).

Эффективная политика по управлению издержками позволила существенно сократить операционные расходы и снизить соотношение операционных расходов к доходам группы до 36,6% (2007 г. -- 55,5%). При этом чистая прибыль снизилась на 9,2% до 230,1 млн долларов США (2007 г. -- 253,5 млн долларов США) вследствие значительного увеличения резервов на возможные потери по ссудам. Ставка резервирования была увеличена до 6,2% от совокупного кредитного портфеля по сравнению с 2,4% на начало 2008 г. Совокупный кредитный портфель группы вырос на 22,3% до 19,2 млрд долларов США (2007 г. -- 15,7 млрд долларов США). Корпоративный кредитный портфель увеличился на 20,4% до 16,5 млрд долларов США, а кредиты физическим лицам по состоянию на 31 декабря 2008 г. увеличились на 50,0% и составили 2,7 млрд долларов США.

Несмотря на обостренную экономическую ситуацию, Альфа-Банк сохранил положение крупнейшего российского частного банка. В условиях кризиса банк успешно преодолел риски потери ликвидности, риски падения достаточности капитала и валютные риски, накопил значительный запас ликвидных средств объемом около 3 млрд долларов США, имеет доступ к дополнительным источникам финансирования, предоставляемым государственными организациями.

В июле 2008 года банковская группа «Альфа-Банк» выплатила 452,1 млн долларов США по синдицированному займу и 250 млн долларов США в рамках программы среднесрочных евронот. В ноябре 2008 -- январе 2009 года группа успешно погасила еще три синдицированных займа на общую сумму около 900 млн долларов США. Совокупные обязательства группы на международных рынках капитала, оставшиеся к выплате в мае-декабре 2009 г., составляют около 1 млрд долларов США, их погашение будет осуществлено из текущего денежного потока.

Альфа-Банк стал первым частным банком, получившим субординированный заем от ВЭБа в размере 10,2 млрд руб. (получен 30 января 2009 г.) в рамках государственной программы поддержки банковского сектора.

В 2008 году банковская группа «Альфа-Банк» продолжила свое развитие в качестве универсального банка, предлагающего продукты корпоративного (включающего в том числе кредитование малого и среднего бизнеса), инвестиционного и розничного направлений (включающего кредитование в отделениях, потребительское кредитование, автокредитование и ипотеку). Значимым событием явилось объединение всех направлений розничного бизнеса в единый блок, а также объединение корпоративного и инвестиционного бизнеса. Стратегическими приоритетами группы в текущих условиях являются поддержание достаточного уровня ликвидности, эффективная реструктуризация проблемных активов, сохранение капитала и продвижение новых продуктов корпоративно-инвестиционного и розничного бизнесов.

В течение 2008 г. группа еще раз подтвердила свои лидирующие позиции в банковском секторе России, получив множество наград, среди которых «Лучший банк России» от Euromoney, «Лучший отечественный банк» по мнению журнала Global Finance, «Лучший банк по впечатлению клиента 2008» по результатам исследования, проведенного Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers, награды «Супербрэнд» компании Superbrands International.

Финансовые результаты группы «Альфа-Банк» составлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и проверены аудиторами компании PriceWaterhouseCoopers.

 

Заключение:

Как мы видим, основной составляющей банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый менеджмент в коммерческом банке -- это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом -- управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.

Информация о работе Основы банковского менеджмента