Основные школы управления. Принципы управления туристической организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Управление как деятельность по целенаправленному объединению действий людей существует с незапамятных времён. Исторически менялись формы, методы и содержание этой деятельности, но приэтом всегда сохранялись в том или ином виде её основные составляющие. Нужно было заниматься целеполаганием, определением того, на достижение какого результата направлять усилия людей, нужно было координировать действия людей, распределять между ними отдельные виды деятельности и объединять эти действия таким образом, чтобы достигались поставленные цели.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме.
2.2. Основные направления рациональной организации труда
2.3. Общие принципы рациональной организации труда аппарата управления.
2.3.1. Оплата и стимулирование труда.
2.3.2. Разделение управленческого труда.
2.3.3. Техническое обеспечение и механизация труда.
2.3.4. Нормирование труда
2.3.5. Благоприятный режим и условия труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

Дополнительные (поощерительные) формы оплаты труда за личный вклад. В дополнение к основной заработной плате организация устанавливает различные льготы для лучших работников. Это служит своего рода оценкой и признанием организацией особо качесвенной работы сотрудника. Дополнительные формы оплаты труда включают скидки на покупку товаров фирмы, субсидии на питание, оплату расходов на образование, медицинское обслуживание, страхование жизни и т.п. 

2.3.2. Разделение управленческого  труда

Разделение управленческого  труда – объективный процесс  обособления отдельных его видов  в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. По существу, это специализация  работников на выполнение отдельных  видов работ..

Ещё в древние  времена люди поняли, что из разделения труда можно извлечь дополнительные преимущества. Их шансы выжить повышались, когда они поручали каждому члену  группы определённую роль в сфере, которую  он знал лучше других. Когда общая  задача организации разделена между  её членами таким образом, что  каждый человек выполняет особую роль, то в последующем люди становятся профессионалами в своём деле, а это повышает эффективность  их труда. Основополагающий элемент  такой организации – департментализация.

Департментализация – процесс распределения различных видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определённыйх организационных задач.

Для туризма  характерна ещё и департментализация по времени, т.е. тудовые ресурсы планируются и организуются в определённые периоды времени. Поскольку туризм имеет сезонный характер, то данный аспект разделения труда менеджеру нужно обязательно учитывать.

Разделение труда  предполагает его кооперацию, т.е объединение людей планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессами труда. Поскольку кооперация выступает материальной основой объединения людей в совместном трудовом процесссе, особую актуальность приобретает анализ теоретических аспектов её развития, требующий как нового переосмысления наследия и уроков прошлого, так и обобщения перемен, происходящих в экономике и обществе. Возникает необходимость осмысления новых подходов к кооперации, которая объединяет людей в коллективы по принципу добровольности, а не принудительности. 

2.3.3. Техническое обеспечение  и механизация  труда

К настоящему времени  определились два основных направления  и автоматизации управленческого  труда. Первое осуществляется путём  внедрения современных электронно-вычислительных систем, разработки экономико-математических методов и моделей и использования  их на основе АСУ; второе – посредством  применения организационной техники  и разработанных на её основе организационных  проектов и систем комплексной механизации  и автоматизации управленческого  труда:

Механизация отдельных  операций;

Механизация групп  операций и процедур управления;

Создание систем комплексной механизации и автоматизации  процессов, всех функций управления;

Таким образом, организационной техникой ,или техникой управления, принято называть совокупность средств, служащих для рациональной организации и автоматизации управленческих работ с целью повышения оперативности, эффективности и культуры управления. 

2.3.4. Нормирование труда

Особенности управленческого  труда заметно сужают возможности  внедрения в практику работы норм и нормативов. Однако изменение в  функциях руководства, вызванные переходом  к рыночной экономике, свидетельствует  о том, что значительная часть  управленческих работ поддаётся  нормированию.

Для нормирования управленческого труда применяют  расчётные (аналитические) и исследовательские  методы. Наибольшее распространение  получили аналитические методы, с  помощью которых анализируется  использование рабочего времени  высококвалифицированными специалистами. Содержание их труда можно считать за эталонное, а структуру их рабочего дня считать нормативом.

Что касается исследовательских  методов, то они помогают определить трудоёмкость конкретных видов работ  с учётом специализации организации  и содержания труда. С помощью  фотографии и хронометража изучаются  все виды работ, их структура и  затраты рабочего времени. После  этого определяются усреднённые  показатели, которые и являются нормативом.

Разработка научно обоснованных норм труда позволяет  более объективно оценить труд каждого  работника аппарта управления, эффективнее использовать материальные стимулы. Однако, поскольку сфера управления включает большое разнообразие видов работ даже в пределах одной функции управления, не может быть и речи о создании каких-либо универсальных затрат труда. 

2.3.5. Благоприятный режим  и условия труда

Производительность  управленческого труда находится  в прямой зависимости от состояния  рабочих мест и условий, в которых  трудится менеджер. Значение рассматриваемой  проблемы усилится в связи с появлением новых организаций рыночного  типа, когда происходят существенные качественные изменения в системе  управления экономическими и социальными процессами.

Рациональная  организация рабочего места менеджера  обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств  и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В  настоящее время разработано  более 5 тыс. типовых проектов организации  рабочих мест для различных категорий  административно-управленческого персонала.

Для рабочего кабинета директора средней туристической  фирмы отводят, как правило, отдельное  помещение площадью до 20 кв. м. Рабочий  кабинет делится обычно на рабочую  зону и зону совещаний (переговоров).

Система обслуживания рабочего места менеджера должна иметь различные средства связи  и автоматизированную систему информации (АСИ)

В настоящее  время в практику управления широко внедряется автоматизированное рабочее  место руководителя (АРМ). В состав АРМ, как правило входят ПЭВМ, календарь, диалоговые устройства, электронный дневник, мощный калькулятор с большой ёмкостью памяти, средство для создания и хранения личной и служебной корреспонденции, система контроля за выполнением поручений.

При организации  рабочих мест управления необходимо также соблюдать ряд экономических, эргономических и эстетических требований.

Заключение 

В своей работе мы показали, что управленческий труд туристической организации имеет  свои отличительные особенности. Эти  особенности связаны с разнообразием  интересов различных групп. Баланс потребностей и интересов осуществляется при помощи предпринимательской  политики, что является основной предпосылкой для успешного развития туристической  фирмы.

Также было рассмотрены  общие принципы организации управленческого  труда в туризме. Были показаны особенности  их применения к данной сфере и  их практическая реализация.

Литература 

О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент». М.: - 2003 г.

Н.И. Кабушкин «Менеджмент туризма». Минск.: - Новое издание, 2001 г.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 2002.

Мицберг Г. «История развития организационных структур».// Секретарское дело 2005г. , №5 с.8

Информация о работе Основные школы управления. Принципы управления туристической организацией