Основные процессы и этапы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:13, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание

1.Основные процессы и этапы инновационного менеджмента……………..…3

2.Роль государства в финансировании научно-исследовательских работ в АПК……………………………………....................................8

3. Приоритетные принципы построения машинно-технологической сферы отечественного АПК на инновационной основе ……………………………...14


Список литературы……………………………………..………………………..19

Работа содержит 1 файл

инновац менеджмент распечатать.docx

— 43.97 Кб (Скачать)

Именно низкий уровень платежеспособного  спроса на научно-техническую продукцию  со стороны аграрного сектора  является главным барьером на пути нововведений. Расчеты показывают, что ежегодно остаются невостребованными  сельскохозяйственным производством  до 80% законченных научных разработок. Не менее актуальной проблемой является неразвитость инновационной проводящей сети от науки к производству. Ее многие элементы также оказались в предыдущие годы серьезно ослаблены или разрушены. Достаточно сказать, что за годы реформ в 55-ти региональных органах управления АПК были упразднены подразделения, ответственные за развитие научно-технического прогресса, инновационную и информационную деятельность в отрасли, пропаганду достижений науки и передового опыта.

В то же время объективная потребность  в доведении прогрессивных технологий и передового опыта до сельскохозяйственного  производства многократно усилилась  в связи с появлением тысяч  новых мелких производителей в лице крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, не объединенных, как правило, в кооперативы, ассоциации или другие территориальные формирования.

Глобальные инновационные разработки невозможны без участия государства. Государственно-рыночное регулирование по развитию рынка новых технологий в АПК включает: финансирование создания и использования новых технологий (в рамках целевых государственных программ, проектов); содействие привлечению дополнительных источников финансирования (внебюджетные средства, кредиты банков); совершенствование механизма привлечения инвестиций и стимулирование создания и использования новых технологий; формирование и осуществление единой государственной научно-технической политики; развитие законодательства; поддержка научных учреждений, разрабатывающих новые технологии; установление налоговых льгот пользователям новых технологий; осуществление контроля при передаче новых технологий за рубеж и их импорте, а также за иностранными инвестициями в области создания и использования новых технологий; формирование государственных банков новых технологий; осуществление сертификации и государственной регистрации новых технологий; создание условий для эффективного их использования.

 

Эффективность  развития  агропромышленного  комплекса  Российской

Федерации  во многом обусловлена перспективным, отвечающим современным

требованиям  научным  обеспечением,  осуществляемым  аграрной  наукой,

включающим  организацию и проведение  фундаментальных и приоритетных

прикладных   исследований,   с  целью  разработки  конкурентоспособной

научно-технической   продукции,   предназначенной   для   освоения   в

производстве.

     Проведение   научных   исследований   с  последующей   разработкой

научно-технической   продукции   для   АПК  осуществляется  на  основе

программных     принципов.    Необходимость    разработки    Программы

фундаментальных  и  приоритетных  прикладных  исследований по научному

обеспечению  развития  АПК Российской Федерации на период до 2010 года

обусловлена как систематизацией включенных в нее проблем на конкурсной

основе  с учетом формы и времени  завершения работ, так и ограниченными

возможностями   бюджетного   финансирования   широкого  круга  научных

проблем.   Это  требует  выделить  и  включить  в  Программу  наиболее

приоритетные   проблемы   эффективного   научного  обеспечения  АПК  и

сконцентрировать  финансовые  ресурсы  на  тех направлениях, которые в

наибольшей  степени  оказывают  влияние  на  прогрессивные  процессы в

сельском  хозяйстве  и в перерабатывающих отраслях, решение текущих и

долгосрочных социально-экономических  задач.

     Поскольку     научное    обеспечение    развития    АПК    России

Россельхозакадемия  ведет в тесном  контакте  с Минсельхозом России,

Минобрнауки России, Минэкономразвития России, другими министерствами иведомствами, участвующими в аграрной сфере производства, а также РАН и

другими   государственными   отраслевыми   академиями   наук,  ВУЗами,

Программа  фундаментальных  и  приоритетных прикладных исследований по

научному  обеспечению  развития  АПК Российской Федерации на период до

2010  года  разработана  учеными аграрной  сферы науки совместно со

специалистами  вышеперечисленных  организаций, с привлечением свыше 300

научно-исследовательских   учреждений   и   использованием  не  только

имеющегося    научного   задела,   но   и   прогрессивных   достижений

отечественных   и   зарубежных   школ,  выдающихся  ученых.  Программа

разработана     в     соответствии     с    Основными    направлениями

агропродовольственной  политики  Правительства  Российской Федерации  и

Приоритетных   направлений   развития   науки,  техники  и  технологий

Российской Федерации Минобрнауки России на период до 2025 года.

     Выбор  и формулировка  проблемных вопросов, включаемых  в Программу

на  конкурсной  основе,  осуществляется  исходя  из следующих основных

критериев:

     - социальная и экономическая  значимость;

     - обеспечение продовольственной  безопасности страны;

     - удовлетворение потребности  различных возрастных групп населения

России в высококачественных продуктах  питания;

     - межотраслевая направленность;

     - безопасность сельскохозяйственного  сырья и пищевых продуктов;

     - конкурентоспособность   отечественной  продукции на  внутреннем и

мировом рынке;

     - экономичность и  экологическая безопасность ресурсообеспечения.

     В  рамках  координации   научных исследований в сфере  производства

сельскохозяйственного    сырья   и   пищевых   продуктов   Президиумом

Россельхозакадемии  совместно с другими министерствами и ведомствами

Российской   Федерации,   принимающими   участие   в   аграрной  сфере

производства,  РАН  и  государственными  отраслевыми  академиями наук,

ВУЗами  страны  различной направленности специализации, с привлечением

свыше  500 научных и производственных организаций Российской Федерации

разработана Межведомственная координационная  программа фундаментальных

и   приоритетных   прикладных  исследований  по  научному  обеспечению

развития АПК Российской Федерации  на период до 2010 года, в результате

реализации которой на базе комплексных исследований разрабатывается не

только  научно-техническая  продукция  прямого назначения для АПК, но и

технологии  двойного  назначения.  Это  имеет  огромное  значение  для

развития   аграрной   науки   и  в  дальнейшем  такая  форма  научного

сотрудничества должна найти широкое  развитие.

     Особое   положение   в  работе  НИУ  аграрного   профиля  занимает

разработка  и  реализация  федеральных  целевых  программ  по наиболее

важным  государственным  проблемам  развития АПК Российской Федерации.

Сюда  относятся  проблемные  программы  России;  энергоэффективность в

сфере   потребления;   противодействие   злоупотреблению  наркотиками;

повышение плодородия почв; преодоление  последствий аварий и катастроф;

интеграция высшей школы и науки  и другие.

     Заказчиками  фундаментальных  и приоритетных  прикладных научных

исследований   в   рамках  федеральных  целевых  и  научно-технических

программ, опытно-конструкторских  работ, технологий в растениеводстве  и

животноводстве,  хранении  и переработке сельхозсырья,  производстве

семян  сельскохозяйственных  культур  высших  репродукций,  племенного

скота  и  птицы, как определено правительственными решениями, являются

Министерство  сельского  хозяйства  Российской  Федерации,  Российская

академия   сельскохозяйственных   наук,   Министерство  экономического

развития  и  торговли Российской Федерации, Министерство образования  и

науки  Российской  Федерации,  другие  ведомства.  Они же осуществляют

финансирование соответствующих  научных и опытно-конструкторских  работ.

Процесс  изменений  в системе  управления в рыночной экономике  связан с

созданием  кооперативных  объединений,  финансово-промышленно-торговых

групп  и  других  организаций,  которые  также могут стать  заказчиками

научной продукции.

     Научно-исследовательские  учреждения Академии получают  гранты РФФИ

на  выполнение исследований фундаментальной  направленности, которая из

года  в год расширяется. Только в 2006 г. НИУ Академии получили гранты

РФФИ на сумму свыше 30 млн. рублей.

     Научно-исследовательские   учреждения  Академии  выполняют  научные

исследования  по контрактам и договорам  с министерствами и ведомствами

Российской   Федерации,   принимающими   участие   в агропромышленном

производстве,   администрациями   субъектов   Российской  Федерации и

непосредственно  товаропроизводителями. Такие договоры заключаются как

на  проведение научных исследований, так и освоение научно-технической

продукции,  количество  которых  ежегодно  достигает 3 тысяч единиц на

общую сумму свыше 3 млрд. рублей. Эта  работа в дальнейшем должна найти

более широкое распространение.

     Большое   значение   Президиум  Академии  придает   международному

научно-техническому      сотрудничеству.      Научно-исследовательские

учреждения  аграрной  сферы  науки осуществляют такое сотрудничество на

основе  более  150  соглашений,  договоров, протоколов и меморандумов,

подписанных  с министерствами,  академиями, научно-исследовательскими

учреждениями,   университетами,   фирмами  69  стран  мира.  Это  дает

возможность   решать   ряд   проблем   АПК  с  участием  международных

организаций и, в свою очередь, обеспечивать повышение профессиональной

квалификации научных кадров аграрной науки. Такая работа из года в год

расширяется и имеет неплохие перспективы.

     Финансирование   Российской  академии  сельскохозяйственных  наук

осуществляется   за  счет  средств  федерального  бюджета  и  иных  не

запрещенных  законодательством Российской Федерации и предусмотренных

ее  Уставом  источников.  Она  является  прямым  получателем  и главным

распорядителем средств федерального бюджета.

     Однако  бюджетное   финансирование  научной  деятельности  аграрной

науки, к сожалению, осуществляется в недостаточном количестве. На 2007

год  из  федерального  бюджета  Академии выделено лишь 3 млрд. руб. при

минимальной потребности 5,5 млрд. руб.

     До  настоящего  времени   в  недостаточном  количестве  выделяются

средства  из  бюджета  и на капитальное строительство (не более 10% от

требуемого  объема).  Вообще  не  выделяются  средства на сохранение и

развитие  уникальных  объектов  НИУ  Академии  как  основной  базы для

проведения  фундаментальных исследований, при потребности не менее 100

млн. руб. в год.

     Учитывая  сложившуюся   ситуацию, Президиум Академии предпринимает

все усилия и возможности по увеличению финансового обеспечения научных

учреждений  за  счет  средств  местного  бюджета  субъектов  Российской

Федерации, выручки от заключения международных контрактов, инвестиций,

выполнения договоров с товаропроизводителями  и другими структурами АПК

России,  внебюджетного  фонда,  кредитования  на  возвратной  основе и

Информация о работе Основные процессы и этапы инновационного менеджмента