Основные положения школы "научного менеджмента" (Принципы Ф. Тейлора)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены

Работа содержит 1 файл

Основные положения школы-.doc

— 31.50 Кб (Скачать)

Основные положения  школы "научного менеджмента" (Принципы Ф. Тейлора) 
 
 

Первые попытки  теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности  развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв. 

У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант. 

Первый крупный  шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации. 

Основные труды  Ф. Тейлора:

"Управление  фабрикой", 1903 г.

"Принципы  научного менеджмента", 1911 г. 

В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени  и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию. 

Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:

разработал методологические основы нормирования труда;

стандартизировал  рабочие операции;

внедрил в практику научные подходы подбора и  расстановки кадров;

разработал методы стимулирования труда рабочих;

добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.

Авторы теории "научного менеджмента" полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать  многие операции ручного труда, добиваясь  более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов).

Учет человеческого  фактора. Важным вкладом явилось  систематическое использование  стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали свою работу. 

Благодаря концепции  научного менеджмента управление стало  широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия. 

Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc

Информация о работе Основные положения школы "научного менеджмента" (Принципы Ф. Тейлора)