Основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

За достаточно короткий срок специалисты в этой области должны обеспечить высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций на отечественном и международном рынках. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

Содержание

Вступление. ......................................................................... 3
I. Историческое развитие науки «управление»
и современная концепция менеджмента. …………………… 5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента. …………………… 6
1.2. Особенности становления
современного менеджмента в Украине. …………………… 9
1.3. Современные концепции менеджмента. …………………… 16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности. ............................... 31
III. Классификация направлений менеджмента. …………………… 38
Заключение. …………………………………. 43

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya_menedzhment.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      Фундаментальные понятия системного подхода являются основой применения научного метода исследования систем управления. Этот метод предусматривает три этапа: наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию. Первые два применяются и другими школами в научном менеджменте, а этап верификации (лат. Verus - истина) – установление достоверности – присущ только системному подходу.

      Верификацию осуществляют на конкретной модели управленческой системы, как правило, в компьютерном варианте. Модель системы управления дает возможность качественно определить параметры ее экономического развития, которые непосредственно реагируют на управленческое влияние, способы их ихзменения, которые в наиболее полной мере отвечают целям социотехничесеой системы, а также предвидеть последствия принятия того или иного решения.

      Сторонники  системного подхода наиболее часто  используют аналоговые и математические модели.

      Аналоговые  модели (греч. Analogia - соответствие) – отображение наиболее существенных для целей исследования характеристик (свойств, взаимосвязей, структурных и функциональных параметров). Наиболее часто аналоговую модель системы управления строят в форме математических зависимостей, отображенных в системе уравнений, описывающих ситуативное состояние объекта исследования.

      Математические  модели строят через применение для описания управленческих объектов, явлений и процессов методов исследования операций – нового научного направления в прикладной математике: теории игр, теории управления запасами, теории очередей, теории оптимального программирования и имитационного моделирования.

      Основной  вклад в теорию математического  моделирования экономических процессов  внесли американский математик Джон Непман (1903 - 1957), американские экономисты Василий Леонтьв (род. 1909) и Рассел Акофф (род. 1909), советские ученые: математик и экономист Леон Конторович (род. 1912), математик Виктор Глушков (1923 - 1982), австрийский биолог Людвиг Берталанфи (1901 - 1972).

      Для процессного и системного подходов характерны попытки определить принципы реализации функций управления как научного компонента процесса управления. На практике эти принципы рассматривают как искусство, которым может овладеть менеджер на основе собственного опыта, проб и ошибок.

      Ситуативный подход. Утверждает, что выбор и применение методов управления зависит от ситуации. Его сторонники главную задачу усматривают в обучении менеджеров ситуативному мышлению, то есть умению правильно оценивать управленческо-производственные ситуации и находить способы их разрешения. Ситуацию они считают совокупность обстоятельств, которые влияют на организацию в определенное время.

      Ситуативный подход, который оформился в конце 60-х годов XX в., не противоречит концепции классической, бихевиористской школ, системного подхода, пытаясь интегрировать их разработки как частичные подходы. При ситуативном мышлении сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться ко всем организациям. Одновременно ситуативный подход предусматривает выбор специфических приемов для достижения цели организации при определенных условиях функционирования. Например, каждая организация должна иметь структуру, которая, однако, зависит от ситуации и может предусматривать большее или меньшее количество уровней управления, большую или меньшую степень делегирования полномочий.

      Практическое  применение ситуативного подхода основано на умении менеджера владеть эффективными средствами профессионального управления, то есть понимать сущность процесса управления, индивидуального и группового поведения людей, знать методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений; предусматривать позитивные и негативные последствия применения той или иной концепции или методики в определенной ситуации; правильно понимать и интерпретировать ситуацию, то есть определять важнейшие факторы и выбирать наиболее чувствительные элементы, влияние на которые обеспечит наибольший эффект; связывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижения цели организации наиболее эффективным путем.

      В экономической литературе иногда ошибочно отождествляют ситуативный подход с методом ситуаций, который применяется  в процессе обучения менеджеров. Метод  ситуаций предусматривает изучение и анализ конкретных случаев из практики управления.

      Совокупность  рассмотренных концепций является основой современной теории менеджмента, которая интегрирует разнообразные  направления исследований. Тем более, что свойственный современности  интенсивный обмен информацией  обуславливает взаимную диффузию идей, концепций и методов разных научных школ. Однако сохраняется определенная региональная специфика научных подходов и приоритетов в изучении практики эффективного менеджмента, концентрации исследований, а значит и научных разработок и рекомендаций, традиционных для определенных регионов.

      В американской науке менеджмента  преобладает эмпирический подход, который  объединив исследователей, которые совмещают разработку теории управления с изучением практики управленческой деятельности на основе синтеза основных идей классической школы человеческих отношений с целью обобщения и расширения передового опыта, а также предоставления соответствующих знаний студентам и менеджерам – практикам.

      Один  из выдающихся американских теоретиков современного менеджмента, известный специалист по управленческому консультированию, профессор Питер Дракер создал учение о менеджменте как профессиональной деятельности и о менеджере как профессионале. Ему приписывают первенство в создании систематизированного учения и соответствующей учебной дисциплины, что дало возможность начать широкое изучение менеджмента в учебных заведениях. Его имя связывают со спасением от краха автомобильной компании «Форд», введением на фирме «Дженерал Электрик» децентрализованной системы управления, с послевоенным ростом японской экономики, многими другими практическими воплощениями управленческих идей.

      Наиболее  известным теоретическим положением П. Дракера является сформулированная в 50-е годы XX в. концепция управления по целям, которая совершила революцию в мировой управленческой мысли. Ее идея состояла в том, что управление должно начинаться с выработки целей, а уже потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процессу управления. Наиболее существенные элементы концепции:

  • формирование четких и сжатых общих целей;
  • участие в процессе разработки целей всех, кто будет работать в рамках этой системы;
  • оценка эффективности на основе результатов.

     П. Дракер критически относится к идеям  школы человеческих отношений, называя  их «психологическим деспотизмом», поскольку считает, что главная цель менеджмента – увеличивать продуктивность человека. Менеджеры должны заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для работников», хотя отношения в организации должны строиться на основе взаимоуважения. Развивая этот тезис, П. Дракер в начале 50-х годов выдвинул концепцию самоуправляемого трудового коллектива, которая предусматривала создания демократичного, избранного работниками и служащими органа, призванного решать социальные вопросы на предприятии. Эту концепцию он считал одной из наиболее оригинальных и важных, хотя она и не была воспринята западным сообществом.

     Основой учения П. Дракера является идея о  исключительной роли и доминирующем значении в предпринимательском обществе профессиональных менеджеров. По его мнению, управленческая элита, которая осуществляет построенное на инновационных методах предпринимательское управление, является основой бизнеса и играет ведущую роль в развитии не только экономики, а и общества в целом. Идея управленческого элитаризма чрезвычайно привлекательна. Она нашла сторонников и в Украине, которые предлагают целенаправленно готовить политиков, бизнесменов и менеджеров в элитных учебных заведениях. Однако этот подход небезопасен, поскольку такую «элиту» можно подбирать не по профессиональным качествам, а по другим критериям (состоятельности, влиятельности).

     Среди Американских исследований в области  менеджмента внимания заслуживает  подход, основанный на количественных методах, применении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий в управлении. Сторонники этого подхода рассматривают управление как логический процесс, который можно выразить математически.

     В 60-е годы ХХ в. началась разработка междисциплинарных концепций управления, которые опираются на использование математического инструментария, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация управленческих функций, объединение труда человека и ЭВМ обусловили пересмотр структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и др.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многокритериальных управленческих решений. В современных условиях математические методы используют на всех направлениях управленческой науки.

     Представители этого направления продолжают активное развитие своих концептуальных принципов и понятийного аппарата, разрабатывают и применяют в исследованиях разные управленческие модели. Активно развивают и используют количественные методы для предоставления помощи менеджерам, которые принимают решения в сложных и кризисных ситуациях, а также для освобождения их от поточной рутинной управленческой работы.

     Весомой является доработка американских ученых сторонников социальных систем, к  которым относятся Ч. Барнард, социолог Герберд Саймон (род. 1916), экономист, социолог Игорь Ансофф (род. 1923) и др. Их объединяет идея, согласно которой любая человеческая организация как открытая социальная система склонна приспосабливаться к окружающей среде, а главные причины того, что происходит в ней, необходимо искать за ее пределами. Организация как система не является самодостаточной, поскольку зависит от энергии, информации и материалов, которые поступают извне, и способна приспосабливаться к внешней среде.

     Таким образом, каждое предприятие является сложной системой, которая преобразует входящие ресурсы в товары или услуги функционирует внутри большей системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической сред, постоянно вступая в сложные взаимоотношения. Каждое действие не происходит изолировано, а каждое решение влияет на всю систему, которая жизнеспособна до тех пор, пока ее участники получают удовлетворение, достаточное для продолжения работы.

     Исследование  поведения организации во внешней  среде стали основой разработки теории стратегического менеджмента, возникновения и развития которой связывают с именем И. Ансоффа. В ее основе лежат подходы к описанию действительности и прогнозирования будущего, которые базируются на системе таких гипотез:2

     1. Гипотеза случайности: единого рецепта оптимального управления компанией не существует.

     2. Гипотеза о зависимости от внешней среды: проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы.

     3. Гипотеза о ответственности: для достижения успеха степень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности (лат. turbulentus - неспокойный) среды.

     4. Гипотеза о стратегии, способности и бездействие: деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности – стратегическому поведению.

_________________________________

1Анософф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414. 

      5. Гипотеза о многоэлементности: успех компании является результатом взаимодействия и взаимодополняемости ключевых элементов.

      6. Гипотеза о сбалансированности: для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, которая оптимизирует успех фирмы.

      Стратегический  менеджмент развился из стратегического  планирования, которое в 60-е – в начале 80-х годов ХХ в. стало основным постулатом системы менеджмента ведущих фирм в странах рыночной экономики. Такой подход к стратегии отображал доминирующую на то время концепцию предсказуемости окружающего мира, экстраполяции тенденций прошлого, а с середины ХХ в. резко возрастала динамика внешних факторов деятельности хозяйствующих субъектов экономики, вследствие чего экстраполированных темпов роста нередко не достигали, поэтому возникла необходимость в предвидении ожидаемых изменений. Основой перспективного менеджмента стал стратегический менеджмент.

      Сложность внешней среды, насыщенность рынка  товарами, высокие требования потребителей к их качеству и ассортименту обуславливали необходимость поиска новых, соответствующих высокому уровню экономического развития форм и методов управления производством и реализацией товаров. Фирмы США и других, экономически развитых стран начинали использовать систему организации и управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью, которая получила название «маркетинг», или «рыночная концепция управления». Эта концепция отображает принципиально новое видение проблематики управления, ориентацию его на достижение рыночного успеха организации. Появилось понятие «маркетинговый менеджмент», которое определяет концентрацию усилий организации на завоевании и удерживании высокого положения на рынке.

Информация о работе Основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики