Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:31, контрольная работа
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Организация в менеджменте
- это объединение людей, совместно
реализующих некоторую
Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
■ Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
■ Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
■ Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.[2]
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.
Организация-это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей[3].
Признаки организации
Выделяются шесть основных признаков организации:
■ Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.
■ Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.
■ Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.
■ Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.
■ Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.
■ Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.
Организации бывают формальными и неформальными. Неформальные организации формируются стихийно, в контексте неупорядоченных человеческих отношений. Как правило, во главе неформальных организаций стоит человек, который признан всеми или большинством членов как лидер.
Впрочем, то, что данный человек
является лидером, иногда может не осознаваться
членами организации: они просто
доверяют ему принятие решений, прислушиваются
к его мнению, не задаваясь вопросом
о том, какова природа отношений,
существующих между ними и лидером.
Формальные организации — это организации,
которые намеренно создаются людьми. В
основе таких организаций лежит договоренность.
Формальные организации имеют устав (или
любой другой документ, который разграничивает
обязанности членов организации).
Формальные организации принято делить
на простые и сложные. Простыми называют
организации, у которых имеется только
одна цель; при достижении этой цели организация
может прекратить свое существование.
Сложные организации соответственно обладают несколькими целями.
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 3.1):
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Рис. 3.2. Формальные организации
Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.
Задачей формальной организации считается
повышение эффективности
Формализация сама по себе не только
рациональна, но и иррациональна, поскольку
имеет объективный и
Со временем искусственные формальные организации начинают самостоятельно эволюционировать, отдаляясь от плана, по которому были созданы, и жить своей жизнью.
Формальная организация
Неформальная организация
Во-первых, речь может идти о так называемой внеформаль-ной организации, которая помогает решать задачи формальной способами, отличными от официально предписанных, что возможно, благодаря разделению личности и функции. Дело в том, что все действия членов организации, связанные с достижением ее целей, нельзя заранее предусмотреть и «расписать», и в случае затруднений, чтобы работа не остановилась, люди часто вынуждены вступать в непредусмотренные регламентами, хотя и незапрещенные личные контакты. Совокупность таких контактов как раз и образует внеформаль-ную организацию.
Следовательно, функциональная недостаточность
формальной организации — основная
причина образования внефор-
Во-вторых, существует психологическая неформальная организация, которая связана с соответствующей формальной лишь условно. В ее рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении или в помощи и поддержке, которые им не оказывает формальная организация. Такая организация принимает вид неформальной группы, не имеющей «инструментальной», т.е. деловой направленности.
Как правило, ни одна организация не может быть или только формальной или только неформальной — это ее крайние формы, а на деле она содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации доля формальных и неформальных элементов постоянно колеблется, причем, как замечено, ее изменение происходит лавинообразно, обычно со сменой руководства.
2. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Все организации
отличаются друг от друга по различным
аспектам. Вместе с тем они имеют
общие для всех организаций характеристики.
Одной из самых значительных характеристик
организации является зависимость
от внешней и внутренней среды. Ни
одна организация не может функционировать
изолированно, вне зависимости от
внешних ориентиров. Они во многом
зависимы от внешней среды. Это условия
и факторы, возникающие в окружающей
среде независимо от деятельности организации,
так или иначе воздействующие
на нее.
Различают факторы внешней и внутренней
среды.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы,
возникающие независимо от ее (организации)
деятельности и оказывающие существенное
воздействие на нее. Кроме того, они
способствуют функционированию, выживанию
и эффективности ее работы. Внешние факторы
подразделяют на факторы прямого и косвенного
воздействия.
К
факторам прямого воздействия относят
поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов,
трудовые ресурсы, государство, профсоюзы,
акционеров (если предприятие является
акционерным обществом), которые оказывают
непосредственное влияние на деятельность
организации;
К
факторам косвенного воздействия относят факторы,
которые не оказывают непосредственного
влияния на деятельность организации,
но их следует учитывать для выработки
правильной стратегии. Можно выделить
следующие факторы косвенного воздействия:
1) политические
факторы - основные направления государственной
политики и методы ее реализации; возможные
изменения в законодательной и нормативно-технической
базе; международные соглашения, заключаемые
правительством в области тарифов и торговли
и т.д.;
2) экономические
факторы - темпы инфляции; уровень занятости
трудовых ресурсов; международный платежный
баланс; процентные и налоговые ставки;
величина и динамика ВВП; производительность
труда и т.д.;
3) социальные
факторы внешней среды - отношение
населения к работе и качеству жизни; обычаи
и традиции, существующие в обществе; менталитет
общества; уровень образования и т.п.;
4) технологические
факторы - возможности, связанные с
развитием науки и техники, которые позволяют
оперативно перестроиться на производство
и реализацию технологически перспективного
продукта, спрогнозировать момент отказа
от используемой технологии.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая
определяет технические и организационные
условия работы организации и является
результатом управленческих решений. Организация
анализирует внутреннюю среду с целью
выявления слабых и сильных сторон ее
деятельности. Это необходимо потому,
что организация не может воспользоваться
внешними возможностями без наличия определенного
внутреннего потенциала. При этом ей необходимо
знать свои слабые места, которые могут
усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включает
в себя следующие основные элементы:
Производство:
объем, структура, темпы производства;
номенклатура продукции; обеспеченность
сырьем и материалами, уровень запасов,
скорость их использования; наличный парк
оборудования и степень его использования,
резервные мощности; экология производства;
контроль качества; патенты, торговые
марки и т.д.
Персонал: структура,
квалификация, количественный состав
работников, производительность труда,
текучесть кадров, стоимость рабочей силы,
интересы и потребности работников.
Организация
управления: организационная структура,
методы управления, уровень менеджмента,
квалификация, способности и интересы
высшего руководства, престиж и имидж
предприятия.
Маркетинг охватывает
все процессы, связанные с планированием
производства и реализацией продукции,
такие как: производимые товары, доля рынка,
каналы распределения и сбыта продукции,
маркетинговый бюджет и его исполнение,
маркетинговые планы и программы, стимулирование
сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы -
это показатель, который позволяет увидеть
всю производственно-хозяйственную деятельность
предприятия. Финансовый анализ позволяет
вскрыть и оценить источники проблем на
качественном и количественном уровне.
Культура
и имидж предприятия: факторы, которые
создают образ предприятия; высокий имидж
предприятия позволяет привлечь работников
высокой квалификации, стимулировать
потребителей к покупке товаров и т.п.
Каждый вовлеченный в производственный
процесс имеет свои собственные интересы:
3. TQM (Total Quality Management) — нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Основы этой системной теории менеджмента качества заложены в середине XX в. Эдвардсом Демингом, долгое время проработавшим в Японии. Они включают:
Можно сказать, что TQM — это
адаптация классического
В 1980-х гг. Э. Деминг разработал и внедрил программу менеджмента, четырнадцать базовых положений которой перекликаются с принципами управления А. Файоля: