Организация. Понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют.
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись, в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность организации 4
2. Общие характеристики организации 6
3. Формальные и неформальные организации и их значимость 8
3.1. Формальные группы 8
3.2. Неформальные группы 9
4. Централизация и децентрализация 12
5. Уровни управления 13
6. Составляющие успеха организации 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Организация. Понятие и виды.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

В формальной группе предусмотрены только служебные  связи между индивидами, и она  подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов  и подразделений таким образом, что каждое из них находиться между двумя другими – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;

Функциональная организация, в соответствии с которой, руководство  распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;

Штабная организация, характеризующаяся  наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Формальные  группы могут быть сформированы для  выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы  для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

Формальная организация  создается по воле руководства. Но как  только она создана, она становится также и социальной средой, где  люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

3.2. Неформальные группы

Неформальные  группы возникают вследствие принципиальной неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие могут случиться, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.

Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные  группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

Неформальная  организация – это спонтанно  образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

Неформальные  группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему  социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее  длительного межличностного общения.

Неформальная  группа проявляется в двух разновидностях:

Представляет  собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.

Представляет  социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива  по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

 

Механизм образования  формальных и неформальных организаций 

 

 

 

 

 

  1. Централизация и децентрализация

 

Централизованными называются организации, в которых  руководство высшего звена оставляет  за собой большую часть полномочий для принятия важнейших решений. Ее преимущества заключаются в следующем:

  • она улучшает контроль и координацию отдельных функций в рамках общей деятельности, уменьшает количество и состав ошибок;
  • позволяет избежать диспропорции в развитии различных подразделений одной организации;
  • позволяет более легко и экономно использовать потенциал центрального административного органа и укомплектовывать его лучшими сотрудниками;
  • позволяет сконцентрировать необходимое количество ресурсов на стратегически важном направлении развития в минимальные сроки;
  • система лучше защищена от помех извне и изнутри, более устойчива и стабильна.

 В отличие  от централизации децентрализованные  – это те организации, в  которых значительная часть распределена  по нижестоящим уровням управления и руководители среднего звена обладают большими полномочиями в конкретных областях деятельности.

У них тоже есть свои преимущества:

  • позволяет управлять особо крупными организациями за счет разгрузки высшего звена от менее значимых функций;
  • дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и является специалистом именно в этой области;
  • позволяет максимально использовать потенциал каждого работника за счет включенности его в процесс анализа информации, обсуждения и принятия решения;
  • стимулирует инициативу и позволяет личности отожествлять себя с организацией;
  • помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, давая ему возможность принимать решения уже в самом начале карьеры.

У обеих этих систем имеются также и общие недостатки: каждое достоинство при своем чрезмерном развитии становится уже недостатком (стабильность превращается в инертность); недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации и наоборот.

 

  1. Уровни управления

 

Вероятно, самой  очевидной характеристикой организации  является разделение труда. Если, по крайней  мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они  должны делить работу между собой.

Существует две формы управленческого труда:

  1. Горизонтальное управление – это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (начальник планового отдела. Начальник финансового отдела, отдела кадров, снабжения). Это отдельные функциональные отрасли.

Классическим  образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, являются производство, маркетинг  и финансы. Они представляют собой  основные виды деятельности, которые  должны быть успешно выполнены, чтобы  фирма добилась поставленных целей.

Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она  была успешной.

  1. Вертикальное управление – это когда отдельным руководителям приходится координировать работу нижестоящих руководителей, которые в свою очередь координируют нижестоящих, пока, наконец, спуск до уровня руководителя, который координирует работу неуправляемого персонала.
  2.  
  3. Составляющие успеха организации

 

Некоторые организации  планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комиссия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Но, хотя, это незафиксированно часто в письменной форме, выживание, возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций.

Это может длиться  бесконечно долго, потому, что организации  имеют потенциал существовать бесконечно. Рекорд в настоящее время принадлежит  римской католической церкви, непрерывно действующей на протяжении 2000 лет. В истории отмечено существование некоторых правительственных организаций на протяжении нескольких сотен лет, некоторые организации в бизнесе также живут на протяжении долгих лет. Так знаменитая фирма “Французские винодельческие предприятия” и сейчас, после почти века существования, также сильна, как и раньше. Однако, для того, чтобы оставаться сильными и чтобы выжить большинству организаций приходиться менять периодически свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребности мира.

Английская  монархия, например, выжила как институт, потому что она, в конечном итоге, признала существенное сокращение объема своей власти и своего влияния  в ответ на социальное давление, требующее демократизации. Почти  все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

Чтобы быть успешной в течении долгого времени, чтобы  выжить и достичь своих целей  организация должна быть как эффективной, так и результативной.

По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А эффективность является следствием того, что” правильно создаются эти самые вещи”. И первое и второе одинаково важно.

Результативность, в том смысле, что “делаются правильные вещи” является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность выражается в количественных показателях.

Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Отдел маркетинга, который увеличивает  объем реализации товара и повышает прибыль, не затрачивая при этом дополнительных средств, повышает этим самым свою производительность. Точно также, как и сборочная бригада, когда она увеличивает выпуск продукции за час работы и при этом делает это без дефектов. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции она имеет более низкое качество, мы говорим о снижении производительности. Тоже самое справедливо, если количество дефектов будет высоким. Таким образом, ключевой составляющей производительности является качество.

Производительность  на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, естественно предпочтет продукцию более производительной организации просто потому, что она имеет более высокую ценность. Больший объем продаж  дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их  в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую технологию что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности.

И если разрыв становится большим, то менее производительные организации в конечном итоге потерпят крах.

Информация о работе Организация. Понятие и виды