Автор: S****@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 18:16, контрольная работа
С раннего детства человеку знакомо понятие «управление». Сначала мы
сталкиваемся с управлением автомобилем, позже с управлением оборудованием,
химическими и ядерными реакциями, ростом и развитием растений и животных, а
так же поведением других людей. Таким образом, управление многообразно и
существует в различных видах.
1. Управление и его элементы.. 3
2. Личность руководителя. 7
3. Стили руководства. 14
4. «Одномерные» стили руководства. 17
5. «Многомерные» стили руководства. 21
6. Список литературы.. 22
попустительский.
Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с
именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими
сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили
руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический).
Позднее предпринимались
попытки терминологических
стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и
попустительский (либеральный).
Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения системы
Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат
утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают
их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать
требованиям своего
руководства и выполнять
Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной
цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в
то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно
управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия
руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а,
следовательно, тормозит развитие.
Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к
достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух
противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по
отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа теория Х, а
другая теория У.
Теория Х.
Теория Х описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции
директивных, авторитарных методов управления, так как относится к своим
подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим
образом.
1. Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, поэтому он
старается избегать затрат труда, где это только возможно.
2. Люди стараются
избегать прямой
3. Каждый человек
стремится обеспечить себе
4. Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой
цели, необходимо применять различные методы принуждения, а так же напоминать
о возможности наказания.
Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим
подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в
организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении
компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому
подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать
ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая,
каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа
удовлетворяет элементарные
потребности подчиненных и
стиль управления.
Теория У.
Она описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе
складываются, как
партнерские и становление
среде.
Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и
включает в себя следующие положения.
1. Работа не является для любого из нас чем - то особенным. Человек не
отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится взять на
себя определенную ответственность. Работа для человека так же естественна,
как и играть.
2. Если члены организации стремятся достичь поставленных стилей, они
развивают самоуправление, самоконтроль, делают все возможное для достижения
целей.
3. Награда за
работу будет строго
перед коллективом задачи.
4. Изобретательность и творческое начало остаются скрытыми в подчиненных из-
за высокого развития технологий.
Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как
теории Х, так и теории У. Но каждый менеджер должен сначала оценить,
возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение
теории У, а также
какие последствия может
Существуют такие условия, при которых развитие организации осуществляется по
принципам теории У. Руководители в данном случае в условиях равноправия
имеют полную поддержку
со стороны подчиненных и
При этом руководитель для подчиненного является наставником. Они могут иметь
различные позиции по иным вопросам, но мнение друг друга обязаны уважать.
Менеджер, придерживающийся теории У, позволяет подчиненному самому
устанавливать сроки выполнения заданий, если он хочет совмещать различные
виды деятельности.
Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффективно в
ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стиль
управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее
приспособлены к руководству по теории У.
Низко квалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля,
как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.
Широкое применение теории У в работе управления позволяет достичь высокого
уровня производительности, развить творческий потенциал у работников,
создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь
высокого уровня квалификации персонала.
В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать две модели.
Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная К. Левиным
и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта. Рассмотрим и
произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на том, что
главная роль при классификации стилей руководства была отдана свойствам
личности и особенностям характера руководителя. В модели Лайкерта в эту
основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на человека. Обе
рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу, который создал
основу для классификации стилей руководства. Эффективность руководства
согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер к своим
подчиненным.
«Многомерные»
стили руководства
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером
отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им
предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются
«многомерные» стили управления, которые представляют комплекс
взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от
других.
Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который
основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в
коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание
человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и
технических условий, при которых человек полно сможет раскрыть свои
способности.
Список
литературы
1. Абчук В.А. Директорский хлеб: занимательно об управлении. Л., 1991.
2. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., 1995.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.
4. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 1995.
5. Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива.
//Управление персоналом. –1997.-№8.