Организация как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:08, курс лекций

Описание работы

1. Организация: сущность и основные элементы.
2. Фазы жизненного цикла организации и их характеристика.
3. Классификация организаций.

Содержание

1. Организация: сущность и основные элементы.
2. Фазы жизненного цикла организации и их характеристика.
3. Классификация организаций.

Работа содержит 1 файл

Организация как объект управления.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 

  1. Организация: сущность и основные элементы.
  2. Фазы жизненного цикла организации и их характеристика.
  3. Классификация организаций.
 
 

1.

 

         Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.

 

  

     Из  многообразия определения понятий «организация» можно выделить следующие:

 
    1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
    2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
    3. Организация как группа людей с общими целями.
 
 

      Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

 
 

     Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим основным требованиям:

 
    1. наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью этой группы;
    2. наличие‚ по крайней мере‚ одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
    3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
 
 

      организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). (Ч.Бернард)

 
 

      Организация является открытой системой.

 

      Все организации отличаются друг от друга  различными аспектами: функциями, методами, принципами управления, сложностью операций и т.д., но вместе с тем имеются общие для всех организаций характеристики (элементы):

 

      1. Ресурсы

 

      Любая организация достигает своих  тактических и стратегических целей посредством преобразования ресурсов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

 
Таблица 1 - Взаимосвязь между целями и ресурсами
Организация Материалы Технология Люди Информация
«Ай Би Эм», «Эппл» (производство) Полупроводники, металлы, пластмассы Сборочные линии, конструирование Инженеры, программисты, управляющие, продавцы, сборщики Отчеты о  реализации исследования рынка, отчеты о дефектах
«МакДоналдс» (производство /обслуживание) Мясо, картофель, булочки, бумага Механизированное приготовление пиши. (кухонное оборудование) Управляющие ресторанов, бухгалтеры, мясники, продавцы на раздаче Отчетность  о реализации, учет на складах, отчет о затратах на приобретение продуктов для приготовления
«Федерал  Экспресс» (коммерческие услуги) Конверты, ярлыки для адресов Компьютеры, реактивные самолеты, грузовики Шоферы по доставке, операторы компьютеров, пилоты, механики Информация  о том, где находится груз, затраты, расходы по доставке, цифры выручки
Католическая церковь Свечи, кадила, ароматные вещества, Библия Телефоны, транспорт, печатные машины Священники, епископы, архиепископы. Ссылки на Библию, отчеты о посещаемости прихожан, затраты на эксплуатацию церквей и церковных школ
 
 

      2. Зависимость от  внешней и внутренней  среды

 

      Это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно.

 

      Внешняя среда по отношению к организации представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Внешняя среда, как правило, находится за пределами досягаемости менеджеров данной организации. Факторами внешней среды являются: политика, технология, общество, конъюнктура рынка, рынок рабочей силы, нормы общественной жизни.

 

      Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри нее. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений: цели организации, организационная структура, задачи, технология, люди (трудовые ресурсы).

 

      3. Разделение труда 

 

      Т.е. разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда «горизонтальное разделение труда» - создание подразделений (отделы, службы), за которыми закрепляются только им присущие задачи, и которые добиваются только им присущих целей. Координация деятельности для достижения общих целей является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление.

 
    1. Управление 
 

     Для того, чтобы организация могла  добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В малых организациях четко выполненной линии управления нет. Здесь координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. В сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы.

 
 

2.

 

     Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые она проходит за период своего существования.

 

     Жизненный цикл организации – ее предсказуемые  изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

 

     Теория жизненного цикла рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

 

     Жизненный цикл организации имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда организация активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда она пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда организация быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

     1. Становление (этап предпринимательства)

 

     Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

 

     Происходит  создание организации. Основателем  выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.

 

     Контроль  основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

 

     На  этом этапе организация является социосистемой так как она  состоит из людей, принадлежащих  единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и  системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

 

     На  этапе возникновения организации очень важно определить стратегию конкурентной борьбы:

     силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг.

     приспособительная: удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного человека.

     нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.

 

     2. Рост (этап коллегиальности)

 

     Этап  коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

 

     Успешность  развития организации на этом этапе  зависит:

    • от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;
    • от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
    • от готовности членов организации реализовывать решения лидера;
    • от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
 

     Если  отбросить индивидуальные особенности  как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Информация о работе Организация как объект управления