Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:09, контрольная работа
Выделяют три этапа процесса проектирования организации.
Первый этап - анализ действующей организационной структуры, который призван установить, в какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько она рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев.
К оценочным критериям обычно относят принципы управления:
- соотношение между централизацией и децентрализацией;
- объем контрольных функций, установленный для каждого уровня управления;
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководства по отношению к подчиненным, что бы оказывать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
«Партисипативный» стиль – это один из разновидностей демократического стиля руководства, он предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю за их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.
Групповые и партисипативные методы принятия решений описываются моделью Врума и Йеттона, которые показали, что степень участия подчиненных в принятии решений зависит от требуемого качества решения, от принятой на себя подчиненными ответственности за эффективность выполнения решений и необходимого для этого времени. На этом основании выделяются автократический, консультативный и групповой подходы к принятию решений.
Модель принятия решений Врума-Йеттона была предложена Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном в 1973 г. В этой модели выделяется пять стилей руководства в зависимости от того, насколько руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений (рис.1).
Рисунок 1. Модель Врума-Йеттона
1-й стиль: руководитель сам принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию.
2-й стиль: руководитель получает информацию от подчиненных и сам принимает решение, при этом роль подчиненных сводится только к предоставлению информации, они могут даже не знать сущности проблемы и не допускаются к разработке и оценке альтернатив.
3-й стиль: руководитель излагает сущность проблемы некоторым подчиненным, не собирая их в группу, выслушивает их предложения и затем сам принимает решение, которое может учитывать или не учитывать мнение подчиненных.
4-й стиль: руководитель излагает сущность проблемы возглавляемому коллективу, каждый из подчиненных вносит свои предложения, затем руководитель единолично принимает решение, которое может учитывать или не учитывать мнения подчиненных.
5-й стиль: руководитель излагает сущность проблемы возглавляемому коллективу, все вместе выдвигают и оценивают альтернативы с целью принятия решения методом консенсуса, при этом руководитель является одним из равноправных участников.
Выбор стиля управления руководителем зависит от сложившейся ситуации. Каждая ситуация может быть охарактеризована рядом параметров, которые могут использоваться руководителем в виде определенных вопросов, позволяющих ее оценить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 367 с.
2. Зуб А.Т., Маринко Г.И. Менеджмент: принятие решений и планирование. М., 1997.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин – Мн.: Новое знание, 2002.
4. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. Спб., 2001.
5. Мескон, Майкл Х., Альберт, Майкл, Хедоури, Франклин. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 672 с.
6. Огарков, А.А. Менеджмент в вопросах и ответах / А.А. Огарков – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2001.
7. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Фатхутдинов Р.А., Управленческие решения: Учебник. - 6-ое изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006г.
2
Информация о работе Организация и техника принятия групповых решений