Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:25, статья
Современную литературу по стресс-менеджменту можно условно разделить на две неравные группы. Большая часть публикаций посвящена борьбе со стрессом, меньшая – управлению этим явлением. Меньшая группа также может быть разделена на две части. В одной из них под видом управления стрессом присутствует все та же борьба с этим всепроницающим «злом». И лишь в незначительной части опубликованных материалов стресс признается явлением объективным, многообразным, требующим серьезного изучения и, что ценно и важно, действенного управления.
Организационный
стресс в эпоху
перемен: Бороться или
управлять? В условиях перемен персонал организации особенно подвержен стрессу. Что с этим делать? Как снизить негативные последствия организационного стресса? Есть о чем задуматься… Современную литературу по стресс-менеджменту можно условно разделить на две неравные группы. Большая часть публикаций посвящена борьбе со стрессом, меньшая – управлению этим явлением. Меньшая группа также может быть разделена на две части. В одной из них под видом управления стрессом присутствует все та же борьба с этим всепроницающим «злом». И лишь в незначительной части опубликованных материалов стресс признается явлением объективным, многообразным, требующим серьезного изучения и, что ценно и важно, действенного управления. Практика показывает, что стресс в организации - не просто сумма индивидуальных стрессов. Это явление более сложного порядка. Организация – открытая система, социальный организм, живущий и развивающийся под воздействием значительного числа внешних и внутренних факторов. | |||||||||||||||||||
Таблица 1. Основные факторы, влияющие на развитие организации. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Любой
из этих факторов, при определенных
обстоятельствах, сам по себе может
являться стрессором для коллектива.
А есть еще их сочетания! Как же
быть со всем этим? Как тут не запутаться,
не скатиться до схоластических подсчетов
«количества чертей на конце иглы»? Здесь сама собой напрашивается необходимость разработки программы управления стрессом в организации как одной из составляющих кадровой политики. Это, к сожалению, не самое трудное. Сложнее всего признать наличие организационного стресса! Для многих руководителей он, как бы, не существует в природе. Организационный стресс есть, его не может не быть. При работе с данной разновидностью стресса на наш взгляд необходимо исходить из следующего:
Алгоритм возникновения и развития организационного стресса следующий. В результате экстремального воздействия (стрессора) в коллективе возникает ощущение какой-либо угрозы. В основе этого ощущения могут лежать самые разные причины субъективного порядка. Причины могут быть связаны:
Справедливости ради, следует оговориться, что реальная угроза и ощущение угрозы не всегда связаны друг с другом. Нередко естественные процессы, происходящие в организации, воспринимаются частью коллектива или его отдельными членами как угроза. Но «процесс пошел» - возникает стресс, появляются его первые последствия – снижение производительности, межличностная напряженность и т.д. Подобное восприятие может быть вызвано, например, фактором информационной неопределенности. В одной из
московских фирм, занимавшейся продажей
мебели на заказ, руководство приняло
решение об изменении системы
материального стимулирования. Обсуждение
новой системы от начала до конца
проводилось в самом узком
кругу, руководители среднего звена, хорошо
представляющие свои участки работы,
настроения подчиненных, в обсуждении
не участвовали. Весть о переменах
в столь важном вопросе просочилась
в «массы». Пока одни обсуждали новую
систему оплаты, другие обсуждали
возможные для себя последствия.
Слухи плодились самые Результаты не заставили себя ждать. Во-первых, нововведения были приняты коллективом в штыки. Во-вторых, из-за проявившихся на практике огрехов пришлось реформу свернуть (при келейном обсуждении не учли все реалии). В итоге потери - материальные (упали производственные показатели) и моральные (снижение лояльности персонала к компании, доверия к ее руководству). Вместо движения вперед – тяжелая работа по исправлению допущенных просчетов. На
заметку руководителю:
Не хотите лишних проблем
– добивайтесь
максимально возможной
информационной прозрачности
при принятии управленческих
решений, особенно в
эпоху перемен
в организации. В эпоху перемен в организации на top-менеджмент ложится большая, по сравнению с обычной, нагрузка. Уровень личностного стресса руководителей возрастает. Если не предусмотреть этот рост заранее, не спланировать действия по его нейтрализации, не рассчитать возможные последствия и воздействие данного явления на организационное поведение, то можно получить весьма далекий от желаемого результат. Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье выделил 3 его основные фазы: реакция тревоги – стабилизация – истощение. Очень важно представить, как это ложится на личные ощущения тех менеджеров, которым предстоит проводить изменения. Приведу пример из своей практики. Несколько месяцев
назад ко мне обратилась N., руководитель
департамента обучения и развития персонала
крупной компании, занимающейся производством
и реализацией молочной продукции.
Обратилась по поводу проведения коучинга.
В ходе предварительной беседы выяснилось
следующее. В компании решили изменить
систему обучения персонала. Обоснование
- требования рынка, давление конкурентов
и т.п. Ситуация действительно требовала
коренного изменения Профессиональный опыт N. взял верх над вполне естественными в данный момент волнениями. В итоге руководству был представлен план работы с анализом и предложениями. Начался процесс согласования бюджета, новый план уточнялся, проводились дополнительные исследования. Сотрудники фирмы позитивно отнеслись к нововведениям. Вскоре приступили к первым действиям по реализации новых программ обучения. Деловой настрой N. был высоким (стабилизация). К сожалению, первые действия оказались последними. У руководства изменилось видение в отношении обучения. «Неожиданно» выяснилось, что приглашенным тренерам надо хорошо платить, персонал освобождать на период обучения от работы. Начался пересмотр планов, процесса обучения, бюджета. N. приходилось отстаивать свою концепцию, переживать, нервничать, спорить, приспосабливаться. Время уходило, дела затормозились, мотивация к работе снизилась, стали сдавать нервы, нарушился сон. Все казалось не интересным, видение перспективы исчезло, будущее представлялось в черном цвете (истощение). Присутствие у N. выраженного деструктивного стресса не вызывало сомнения. На заметку руководителю: Индивидуальный стресс значимых для организации лиц редко остается без последствий для дел в самой организации. В любой организационной
структуре – производственной, управленческой
– все процессы происходят в прямой
или косвенной взаимосвязи. В
переплетениях социально- Потери менеджерами
целевых и прочих ориентиров, особенно
во время перемен, вносят существенную
дезориентацию в настроения и
дела подчиненных. Скрытое или явное
торможение в делах со стороны
демотивированного персонала Практика показывает, что организационный стресс, если им не управлять, в своем развитии проходит 3 фазы, для каждой из которых характерны свои специфические проявления. | |||||||||||||||||||
Таблица 2. Фазы развития организационного стресса. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Алгоритм управления организационным стрессом в эпоху перемен. Реально управлять
организационным стрессом можно
на 1-ой фазе его развития. Есть определенная
возможность воздействия на развитие
процесса на 2-ой фазе. Если вовремя
уделить внимание анализу ошибок
и их исправлению. Ответственность
за успех здесь целиком и На заметку руководителю: Источником организационного стресса, как позитивного, так и деструктивного, являются первые лица. Искать причины этой разновидности стресса в подчиненных - занятие, мягко говоря, малопродуктивное, точнее, бесполезное. Хочу повторить, что организационный стресс - явление объективное, поэтому управление им в переходное время начинается с периода подготовки изменений в организации. К переменам надо готовиться, перемены необходимо готовить:
В ходе изменений:
Мой опыт работы
с рядом международных и В рамках данной статьи мною обозначены самые общие подходы к проблеме управления организационным стрессом. За ее пределами осталось немало актуальных вопросов, к которым я надеюсь обратиться в своих следующих материалах. Как автор, я ни в коей мере не претендую на полноту изложения, тем более, на истину в последней инстанции. Концепция журнала допускает и поощряет дискуссии, к чему я уважаемых читателей и призываю. |
Информация о работе Организационный стресс в эпоху перемен: Бороться или управлять?