Организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

В контексте данной работы рассматривается организационная структура предприятия. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 41.32 Кб (Скачать)

           1.2. Типы организационных структур.  

 Существует  следующие основные принципы построений организационных структур управления предприятием:

  1. Функциональная (деление по функциям).
  2. Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).
  3. Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания).
  4. Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).
  5. Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами).
  6. Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.
  7. Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов.
  8. Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.).
  9. Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.
  10. Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.

   Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.

   Характеристика  бюрократических структур:

  1. Высокая степень разделения управленческого труда
  2. Развитая иерархия управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему.
  3. Система формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение обязанностей и норм поведения.
  4. Линейная структура управления.

     К линейным руководителям на предприятиях относятся: 1. Директор предприятия; 2. Начальник  предприятия; 3. Начальник цехов; 4. Начальник  участков; 5. Мастера участков; 6. Бригадиры.

     При этом принципе обеспечивается полностью  принцип единоначалия и согласованность  принимаемых управленческих решений. Однако он требует глубоких и разносторонних знаний у линейного  руководителя, что ограничивает использование  этого принципа управления в сложных  производствах с большими объёмами продукции. В том числе и на машиностроительных предприятиях, на которых линейный принцип управления используется сменными мастерами и  бригадирами.

     Основной  проблемой, свойственной этому типу структуры, принято считать ограничения, задаваемые диапазоном контроля, который  определяется качественными и количественными характеристиками связей, непосредственно “замыкаемых” на руководителе.

     Можно различать три вида связей между  руководителем и более чем  одним подчиненным: прямые, групповые  и перекрестные.

     В зависимости от соотношения количества иерархических уровней к общему числу работников линейные организационные  структуры могут быть “плоскими” или “высокими”.

     Плоская структура организации — структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом функций управления.

     Однако, отдавая предпочтение тому или иному  типу линейной структуры, необходимо исходить из следующих параметров проектируемой  организации:

     - сфера контроля за деятельностью  подчиненных, которую предполагается  возложить на руководителя (широкая,  включающая все виды активности  подчиненных, или специализированная  по направлениям деятельности, узкая);

     - уровень взаимосвязи между подразделениями  (высокая интенсивность взаимодействия  и обмена информацией или низкая);

     - степень неопределенности задач,  решаемых структурой (низкая, когда  решения известны и пути достижения  целей алгоритмизированы, или  высокая);

     - уровень сложности задач, стоящих  перед организацией.

     Ответы  на эти вопросы могут служить  основанием для выбора типа линейной организационной структуры. 
 
 
 

        Линейная  структура управления.

   

   

     
 

  Достоинства:

    1. Такая структура создает условия для реализации принципа единоначалия и единства распорядительства.
    2. Создаются условия для согласованности действий  исполнителей в соответствии  с главными целями организации.
    3. Четкое разграничение функций и ответственности.
    4. Обеспечивает предельность границ контроля.

  Недостатки:

    1. Низкая оперативность управления, т.к. информация проходит очень длинный путь.
    2. Низкая эффективность управления – чтобы согласовать действия работников низшего уровня требуется вмешательство руководителя верхнего уровня.
    3. Завышенные требования к знаниям руководителя верхнего уровня.
 
   
  1. Функциональная  структура управления. Ее суть в том, что специализация аппарата управления, формирование подразделений осуществляется в соответствии с функциями управления.
 
 
 
 

        Функциональная  структура управления. 

     
 
 
 
 
 
 

   Преимущества:

  1. Уменьшение времени прохождения информации;
  2. Специализация деятельности руководителя;
  3. Высшее руководство менее загружено, чем у линейной системы.

   Недостатки:

  1. Возможность противоречивых указаний;
  2. Сложность разделения взаимосвязанных функций;
  3. Сложность контроля;
  4. Недостаточная гибкость управления.
  5. Линейно-штабная структура управления. Суть: в основе ее лежит линейная структура управления, но при верхних уровнях линейного руководства создаются штабные подразделения, которые готовят решения для линейных руководителей, но сами решения не принимают.
 
 
 
 

                 Схема линейно-штабной  структуры управления:

                                                        Функциональные руководители

     

           Линейные руководители 
 
 
 
 

   Преимущества:

  1. Образуется приоритетность указания;
  2. Исключается противоречивость указания;
  3. Увеличивается информированность главного руководителя.

   Недостатки:

  1. Снимается ответственность функциональных руководителей;
  2. Более долгий путь прохождения команд и информации.
  3. Линейно-функциональная структура управления. Суть: она строится по шахтному принципу, когда на каждую функцию управления формируется система от верхнего уровня до нижнего.

     
 
 
 
 
 

     Преимущества:

  1. Расширение информации компьютерных решений;
  2. Сокращение времени на решение технических вопросов производства.

   Недостатки:

  1. Сложность регулирования отношений линейных и функциональных руководителей.
  2. Дивизиональная структура управления. Переходная от бюрократических к адаптивным структурам управления.
 

 

    Преимущества:

     Дивизионная (департаментная) структура может  быть построена по нескольким основаниям:

     - продуктовому (принцип “один продукт  — одна структура”);

     - региональному или географическому  (принцип “один регион — одна  структура”);

     - сегментному (сегмент потребительского  рынка, принцип “одна группа  потребителей — одна структура”). 

   Недостатки:

1.Интересы головной компании и отделений часто входят в противоречие.

Адаптивные (адхократические) структуры  управления. Основные виды:

  1. Проектная структура управления. Суть: принципом построения является  концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение у организации (например переход на новую технологию). Деятельность организации рассматривается как совокупность выполняемых проектов, под которые выделяются ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, которая после выполнения проекта распадается, а элементы этой структуры передаются в новый проект.

Достоинства:

1.Гибкость

  1. Высокая компетентность
  2. Уменьшается число работников

    Недостатки:

   1. Сложность управления

   2. Распыление ресурсов по проектам

  1. Матричная структура. Суть: каждый работник подчинен более, чем одному руководителю. Такая структура легко адаптируется к внешней среде.

 

   Достоинства:

1.Ориентация на проект

2.Увеличивается эффективность управления

3.Более гибкое использование персонала

4.Улучшенный контроль реализации проекта

5.Сохраняются достоинства проектного и функционального методов

   Недостатки:

1.Подчинение нескольким руководителям

2.Постоянный контроль за распределением ресурсов между проектами 

   
  1. Система управления подразделениями, ориентированная на потребителя. Суть: предполагается деление организации на подразделения (предпринимательские единицы) по видам продукции,  по потребителям, по регионам и т.д. Формы использования разнообразны. Сочетание числа подразделений зависит от среды и ее особенностей (числа, потребителей, количества услуг и т.д.).
  2. Программно-целевое управление применяется при переходе на новую программу (выпуск новой продукции или при организации производства). В данной структуре линейные руководители сохраняют свою ответственность за подчиненные подразделения, однако, при отдаче распоряжений они должны согласовать их с отделом отвечающим за организацию перехода на выпуск новый продукций (интегратор).

Информация о работе Организационные структуры