Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Содержание

I. Организационные структуры управления. 2
II. Понятие и принципы построения управленческих структур. 5
III. Типы структур управления организацией. 12
III.I. Механистическая модель. 12
III.II. Органическая модель. 15
IV. Виды структур управления. 17
IV.I. Организационные структуры управления. 17
IV.II. Производственные структуры управления. 19
V. Тенденции эволюции организационных структур. 28
VI. Заключение. 30
Приложение №1 32
Приложение №2 33
Приложение №3 34
Приложение №4 35
Приложение №5 36
Приложение №6 37
Приложение №7 38
Приложение №8 39
Список использованной литературы. 40

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, областью применения проектной  структуры являются:

  • При создании нового предприятия;
  • При создании нового инновационного продукта;
  • Учреждения, дочерние фирмы или филиалы;
  • Проведение масштабных НИОКР;
  • Временная организация, создаваемая для решения отдельных задач.

    Специфическими  задачами менеджмента при проектной  структуре управления:

    1. Обоснование критериев, выделение целевых проектов;
    2. Специфические требования к подбору руководителей проекта;
    3. Обеспечение единой инновационной политики;
    4. Предотвращение конфликтов вследствие дойного подчинения сотрудников;
    5. Разработка специальных инновационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию.
      1. Тенденции эволюции организационных  структур.

    В заключение важно  подчеркнуть, что экспериментирование  с разработкой и введением  новых структур управления стало  характерной чертой последнего десятилетия  XX в.  В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действующими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

    1. Сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;
    2. Уменьшение числа уровней управления;
    3. Групповая организация труда, как основа новой структуры управления;
    4. Ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
    5. Создание условий для гибкой комплектации продукции;
    6. Минимизация запасов;
    7. Быстрая реакция на изменения;
    8. Гибко переналаживаемое оборудование;
    9. Высокая производительность и низкие затраты;
    10. Безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

    Опытные менеджеры знают, как должны выглядеть  структура, процессы и культура организаций, и четко представляют свои цели.

    Множество комплексных факторов и параметров составляет оптимальную организационную  структуру. Ключевыми решениями  модели являются: разделение труда, управляемость, распределение контроля и делегирование полномочий. Они отражают взаимодействие этих факторов между средой и менеджерами. Именно поэтому ключевые решения являются сложными, и менеджеры не имеют возможности сконструировать наилучшую структуру. Оптимальная модель зависит от взаимодействия факторов размеров организации среды и менеджмента.

      Обычно механистические организации  более формализованы, централизованы  и специализированы, чем органические. Они так же менее дифференцированы  и обеспечивают интеграцию через  иерархию, правила, процедуры и планирование. Органические организации, однако, достигают интеграции более сложными методами, включая пограничные роли, группы заказов, комитеты и другие формы совместной деятельности. Несмотря на специфическую конфигурацию организации и стратегию интеграции, цель организационной модели состоит в направлении поведения индивидов и групп с целью повышения результативности организации.

    Таким образом, принятие организационного решения  играет ключевую роль в модели организации. Стратегии, которые были успешными в прошлом, становятся неэффективными в свете международной конкуренции, изменений технологий и изменения форм промышленного развития. Так же, как организация экспериментирует с новыми стратегиями, они будут расширять эксперименты с новыми организационными моделями. Эти модели будут больше похожи на органические модели, чем на механистические, и будут порождать многие характеристики сетевых организаций.

    Так что можно не сомневаться в  том, что в ближайшем будущем  мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

      1. Заключение.

    В заключении, обобщая все вышесказанное, хочу сделать следующие выводы:

    1. Изучив  все аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ», считаю, что организационные структуры управления нужны, так как они способствуют организационной эффективности. Отсутствие организационной структуры управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству и фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.
    2. Руководители уделяют большое внимание принципам и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.
    3. Существуют два типа организационных структур управления: механистический и органический. Механистическая модель - организационное проектирование, цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ. Это такие виды организационных структур, как линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная структуры. Механистическая модель эффективна для фирм, которые используют технологию серийного производства, для которых существует рынок для более или менее стандартного продукта (автомобилей, продуктов питания, одежды). Задача производителя – эффективное производство с помощью обычных средств. Изготовление изделий осуществляется с учетом технических стандартов. В таких организациях применяются идеи научного менеджмента. Органическая модель направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном  использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Это такие виды организационных структур, как матричная, структура по проекту. В таких фирмах цикл начинается с разработки изделия. Ключом к успеху является способность посредством проведения научных исследований создать новый продукт, который может быть изготовлен на уже существующем оборудовании или в новом производстве, если для него определен рынок. Для осуществления функций разработки, маркетинга производства требуется научный персонал  и специалисты самой высокой квалификации. Поскольку успех этих фирм зависит от применения новых научных знаний, органическая модель для них наиболее эффективна.
    4. В ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием организационных структур управления, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации. Эти модели будут смешанными, и больше похожими на органические модели, чем на механистические.

Приложение  №1

Сравнение механистической  и органической структур

Процессы

Механистическая структура

Органическая  структура

  1. Лидерство

Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением

Включает  осознанную уверенность и доверие  между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением

  1. Мотивация

Включает  только физические, гарантированные  и экономические мотивы при наличии  чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения  между служащими относительно организации и ее целей

Включает  полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения  относительно организации и ее целей

  1. Связь

Информация  поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности

Информация  поступает свободно по организации  – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная

  1. Взаимодействие

Закрытое  и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и  активность

Открытое  и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления

  1. Принятие решения

Относительно  централизовано. Осуществляется только руководством организации

Относительно  децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой  процесс

  1. Постановка цели

Осуществляется  руководством организации, исключается  групповое участие

Групповое участие в постановке высоких, реальных целей

  1. Контроль

Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них

Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем

  1. Осуществление целей

Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации

Активное  участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством  приобретения опыта, человеческих ресурсов организации

Приложение  №2

Схема линейной структуры  управления.

 

 

Линейные  исполнители

 
 

Исполнители 

 
 
 
 
 
 
 
 

Преимущества Недостатки
  1. Четкое разграничение ответственности и компетенции;
  1. Высокие профессиональные требования к руководителю;
  1. Простой контроль;
  1. Сложные коммуникации между исполнителями;
  1. Быстрые и экономичные формы принятия решения;
  1. Низкий уровень специализации руководителей;
  1. Простые иерархические коммуникации;
  1. Ярко выраженный авторитарный стиль руководства;
  1. Персонифицированная ответственность.
  1. Перегрузка руководителя.

Приложение  №3

Схема многолинейной (функциональной) структуры управления.

Функциональные     службы

Исполнители

 
 
 
Преимущества Недостатки
  1. Высокий профессиональный уровень подготовки решений;
  1. Сложность подготовки и согласования решений;
  1. Быстрая коммуникация;  
  1. Отсутствие единого руководства;
  1. Разгрузка высшего руководства;
  1. Дублирование распоряжений и коммуникаций;
  1. Профессиональная специализация руководителя.
  1. Сложность отсутствия контроля;
  1. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
  1. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Приложение  №4

Схема линейно-штабной структуры управления.

 

 

                                    Линейные службы 

 
 

 

 
 
 
 
 
 

                                         Исполнители  
 
 

Преимущества Недостатки
  1. Снижение загрузки линейных руководителей;
  1. Увеличение штатов за счет штабных структур;
  1. Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов;
  1. Опасность конфликтов линейных и функциональных структур;
  1. Улучшение горизонтальной координации;
  1. Сложность вертикальных коммуникаций;
  1. Баланс функционального и линейного руководства.
  1. Нечеткость процедур принятия решений.

Приложение  №5

Схема дивизиональной структуры  управления.

 

 

 
 

Преимущества Недостатки
  1. Четкое разграничение ответственности;
  1. Высокая потребность в руководящих кадрах;
  1. Высокая гибкость и адаптивность системы;
  1. Сложная координация;
  1. Высокая самостоятельность структурных единиц;
  1. Повышенные затраты за счет дублирования функций;
  1. Разгрузка высшего менеджера;
  1. Сложность осуществления единой политики;
  1. Простота коммуникационных сетей;
  1. Разобщенность персонала;
  1. Кадровая автономия, высокая мотивация.
  1. Слабый синергетический эффект.

Информация о работе Организационные структуры управления