Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Содержание

I. Организационные структуры управления. 2
II. Понятие и принципы построения управленческих структур. 5
III. Типы структур управления организацией. 12
III.I. Механистическая модель. 12
III.II. Органическая модель. 15
IV. Виды структур управления. 17
IV.I. Организационные структуры управления. 17
IV.II. Производственные структуры управления. 19
V. Тенденции эволюции организационных структур. 28
VI. Заключение. 30
Список использованной литературы. 40

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Сравнение механистической и органической структур

Процессы

Механистическая структура

Органическая  структура

  1. Лидерство

Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением

Включает  осознанную уверенность и доверие  между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением

  1. Мотивация

Включает  только физические, гарантированные  и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения  между служащими относительно организации и ее целей

Включает  полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения  относительно организации и ее целей

  1. Связь

Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности

Информация  поступает свободно по организации  – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная

  1. Взаимодействие

Закрытое  и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность

Открытое  и широкое. Руководители и подчиненные  могут влиять на цели, методы и активность управления

  1. Принятие решения

Относительно  централизовано. Осуществляется только руководством организации

Относительно  децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс

  1. Постановка цели

Осуществляется  руководством организации, исключается  групповое участие

Групповое участие в постановке высоких, реальных целей

  1. Контроль

Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них

Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем

  1. Осуществление целей

Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации

Активное  участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации




 

 

 

 

 

Приложение №2

Схема линейной структуры управления.

 


 



Линейные исполнители


 

 


Исполнители


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества

Недостатки

  1. Четкое разграничение ответственности и компетенции;
  1. Высокие профессиональные требования к руководителю;
  1. Простой контроль;
  1. Сложные коммуникации между исполнителями;
  1. Быстрые и экономичные формы принятия решения;
  1. Низкий уровень специализации руководителей;
  1. Простые иерархические коммуникации;
  1. Ярко выраженный авторитарный стиль руководства;
  1. Персонифицированная ответственность.
  1. Перегрузка руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Схема многолинейной (функциональной) структуры управления.



Функциональные     службы




Исполнители

 

 

 

Преимущества

Недостатки

  1. Высокий профессиональный уровень подготовки решений;
  1. Сложность подготовки и согласования решений;
  1. Быстрая коммуникация;  
  1. Отсутствие единого руководства;
  1. Разгрузка высшего руководства;
  1. Дублирование распоряжений и коммуникаций;
  1. Профессиональная специализация руководителя.
  1. Сложность отсутствия контроля;
  1. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
  1. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Схема линейно-штабной структуры  управления.

 


 



                                    Линейные службы 


 

 



 


 

 

 

 

 

 

                                         Исполнители 

 

 

 

Преимущества

Недостатки

  1. Снижение загрузки линейных руководителей;
  1. Увеличение штатов за счет штабных структур;
  1. Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов;
  1. Опасность конфликтов линейных и функциональных структур;
  1. Улучшение горизонтальной координации;
  1. Сложность вертикальных коммуникаций;
  1. Баланс функционального и линейного руководства.
  1. Нечеткость процедур принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Схема дивизиональной структуры управления.


 




 












 

 

Преимущества

Недостатки

  1. Четкое разграничение ответственности;
  1. Высокая потребность в руководящих кадрах;
  1. Высокая гибкость и адаптивность системы;
  1. Сложная координация;
  1. Высокая самостоятельность структурных единиц;
  1. Повышенные затраты за счет дублирования функций;
  1. Разгрузка высшего менеджера;
  1. Сложность осуществления единой политики;
  1. Простота коммуникационных сетей;
  1. Разобщенность персонала;
  1. Кадровая автономия, высокая мотивация.
  1. Слабый синергетический эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

Схема функциональной структуры управления.


 

 



 


 


 



 



 




Преимущества

Недостатки

  1. Профессиональная специализация руководителей подразделений;

1) Отсутствие единого  технического руководства по  продуктам, проектам;

  1. Снижение риска ошибочных явлений;
    1. Снижение персональной ответственности за конечный результат;
  • Высокий профессиональный авторитет специалистов;
  • Сложность контроля за ходом процесса в целом и по отдельным проектам;
  • Высокие возможности координации;
  • Размытость ответственности и границ компетенции.
  • Простота формирования и реализации единой инновационной политики.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение №7

    Схема матричной организационной  структуры управления.


     



     


     


     








    Преимущества

    Недостатки

    1. Четкое разграничение по продуктам (проектам);
    1. Высокие требования к линейным и функциональным руководителям;
    1. Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений;
    1. Высокие требования к коммуникации;
    1. Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений;
    1. Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения;
    1. Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей;
    1. Ослабление персональной ответственности и мотивации;
    1. Благоприятные условия коллективного стиля руководства;
    1. Необходимость и опасность компромиссных решений;
    1. Простота разработки и реализации единой политики.
    1. Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых.

     

     

     

     

     

    Приложение №8

    Схема проектной организационной  структуры управления.

     


     




     




     



     


     


     

    Преимущества

    Недостатки

    1. Высокая гибкость и адаптивность систем;
    1. Сложные механизмы координации;
    1. Снижение риска ошибочных решений;
    1. Возможные конфликты из-за двойного подчинения;
    1. Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений;
    1. Размытость ответственности по отдельному проекту;
    1. Возможность учета специфических условий региона;
    1. Сложность контроля работ по проекту в целом;
    1. Разграничение сфер ответственности;
    1. Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам.
    1. Кадровая автономия функциональных подразделений;
     
    1. Целевое руководство проектом на основе единоначалия.
     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы.

     

    1. Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли – мл.  «Организации: поведение, структура, процессы». – М.: Инфра – М, 2000 г.
    2. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента». – Минск: «Новое знание», 2000 г.
    3. Веснин В.Р. «Основы менеджмента». – М.: «ГНОМ – пресс» при содействии ТД «Элит- 2000», 1999 г.
    4. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993г.
    5. «Менеджмент организации». Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. - М.: Инфра - М, 1995г.
    6. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №5.
    7. Годин А.М. Менеджмент. Курс лекций.

    Информация о работе Организационные структуры управления