Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 10:47, доклад
Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как
и линейная, функциональная структура
имеет свои преимущества и недостатки
(табл.2).
Таблица 2
Преимущества | Недостатки |
1)
высокая компетентность 2) освобождение
линейных менеджеров от 3) стандартизация,
формализация и 4) исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; 5) уменьшение
потребности в специалистах |
1) чрезмерная
заинтересованность в 2) трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; 3) появление
тенденций чрезмерной 4) длительная процедура принятия решения; 5) относительно
застывшая организационная |
Недостатки
как линейной, так и функциональной
структур управления в значительной степени
устраняются линейно-функциональными
структурами.
Линейно-функциональная
(штабная) структура управления (рис.6)
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Рис. 6
Схема линейно-функциональной (штабной)
структуры управления
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (табл. 3).
Таблица 3
Преимущества | Недостатки |
1)
более глубокая подготовка 2) освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем; 3) возможность привлечения консультантов и экспертов. |
1) отсутствие
тесных взаимосвязей и взаимодействия
на горизонтальном уровне между производственными
отделениями;
2) недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации; 3) чрезмерно
развитая система |
Дивизиональная
организационная структура управления
(рис.7)
Дивизиональная, или отделенческая (от англ. division — отделение), структура управления — наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления) (рис. 7).
Каждое
отраслевое отделение представляет
собой независимое
Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества, но здесь есть свои недостатки (табл.4).
Рис. 7 Дивизиональная структура управления
Таблица 4
Преимущества | Недостатки |
1) Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке | 1) Рост управленческого
аппарата
2) Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов |
Адаптивные
структуры управления
С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.
Другое их название — органические структуры, имеющие возможность адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы.
Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.
Структуры
органического типа целесообразны,
когда имеется сложное и динамичное
внешнее окружение (например, организация
по разработке и производству телевизионной
техники). К структурам органического
типа относятся проектные структуры управления,
бригадные, матричные и ряд других.
Проектная
организационная структура
Проектная
организационная структура
Проектная
структура — это временный
орган управления, созданный для решения
конкретной задачи. Смысл ее состоит в
том, чтобы собрать в одну команду самых
квалифицированных сотрудников организации
для осуществления сложного проекта. Когда
проект завершен, команда распускается.
Бригадная
организационная структура
Бригадная
организационная структура
Матричная
организационная структура управления
(рис.8)
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рис. 8).
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Рис. 8
Матричная структура
управления
Таким образом, главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Иными словами, руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.
Создание
матричной организационной
Основной недостаток матричной структуры — ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
Таблица 5
Преимущества | Недостатки |
1)
возможность быстро 2) повышение
творческой активности 3) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 4) увеличение
мотивации деятельности за 5) усиление
контроля за отдельными 6) сокращение
нагрузки на руководителей 7) повышение
личной ответственности за |
1) ложная
структура соподчинения, в результате
чего возникают проблемы, связанные
с установлением приоритетов заданий
и распределением времени на их выполнение;
2) присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям; 4) трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе. |
2.
Распределение ответственности
в организациях