Организационные структуры управления торговым предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Организационная структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделений и эффективность функционирования управляющей системы в целом. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечивать достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, магериальных и финансовых ресурсов. Формирование организационных: структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления.

Работа содержит 1 файл

орг. структура.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

      Организационные структуры управления торговым предприятием

     Организационная структура управления - это форма  разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.

     Организационная структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделений и эффективность функционирования управляющей системы в целом. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечивать достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, магериальных и финансовых ресурсов. Формирование организационных: структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления. При проектировании организационных структур управления учитываются такие принципы, как соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления, способность к трансформации, оперативность в передаче управляющего возжйствия, оптимизация уровней управления, сбалансированность прав и полномочий, равномерность нагрузки на все звенья управления и сопряженность (согласованность) деятельности всех структурных подразделений организации.

При формировании аппарата управления наряду с принципами проектирования организационных структур управления

должна  в полной мере учитываться специфика  деятельности подразделений организации, их соподчинетюсть и взаимосвязь, что  выражается в выборе типа организационной  структуры управления для каждой организации. Различают следующие типы организационных структур управления: линейную, функциональную, комбинированную (линейно-штабную и систему о1"ра-ниченного функционализма), систему управления по проекту и матричную структуру управления.

      В первом случае директор (заведуюгций) магазина руководит каждым работником непосредственно. Во втором - между директором (заведующим) и непосредственными исполнителями, стоят руководители отдельных подразделений магазина - меУ неджеры.

      В небольших магазинах заведующий сам осугцествляет непосредственное руководство всей деятельностью и всеми работниками предприятия.

      В средних и крупных магазинах  обособляется труд работников, продаюхцих товары, о;щородные по потребительскому назначению (подарки, товары для женщин, товары для мужчин) или по ассортименту (одежда, обувь).

      В таких магазинах создаются товарные отделы, секции, во главе которых  стоит заведующий. В этом случае директор осуществляет управление через  менеджеров соответствующих подразделений. Такая система управления, при которой исполнители непосредственно или через менеджеров подразделений подчинены по всем вопросам своей деятельности одному руководителю, называется линейной.

В крупнейших магазинах  структурное построение и система управления усложняются. В помощь директору магазина создается аппарат управления, состоящий из специалистов или групп специалистов (отдел кадров, плановый отдел, бухгатте-рия, торговый и хозяйственны!^ отделы). В этом случае руководители говарньгч. отделов по различным вопросам своей дея-

тельности подчинены различным руководителям-специалистам, а система управления щазывается функциональной.

      Надо  иметь в вщду, что на торговых предприятиях функциональные части аппарата управления распорядительных функций не имеют и воздействуют на исполнителей через дирекцию или от ее имени. Таким образом, здесь сочетаются линейная и функциональная системы управления. 1"акое сочетание получило название линейно-штабной системы.

      Товарные  отделы крупных магазинов осуществляют законченный 1ЩКЛ торговых операций по закупке и продаже товаров, состоят на хозяйственном расчете и часто имеют собственный аппарат управления, состоящий из заведующего отделом: и штата специа^шстов (экономистов, бухгалтеров, товароведов и ДР-)-

      Отделы  подра:?деляются на секции, возглавляемые  заведующими, по товарно-отраслевому признаку или потребительскому назначению товаров.

      Права и обязангюсти руководителей  всех степеней определяются основными правилами работы магазина.

     Для торговых организаций наиболее характерна линейная и функционсшьная структуры аппарата управления.

     Как справедливо отмечалось, хорошо спланированная и организованная структура - залог процветания бизнеса.

    Она должна отвечать следующим принципам:

  • обеспечивать максимальную свободу и инициативу каждого служащего в соответствии с его опытом и профессиональной подготовкой;
  • создавать творческую обстановку, стимулировать выдвижение новых идей, технологий, ноу-хау и др.;

предусматривать систему справедливых и щедрых вознаграждений сотрудников за их вклад в развитие и расширение бизнеса;

  • учитывать личную ответственность руководства и ч| рактер  "вертикальных" коммуникаций между управляьотии менеджерами и трудовыми коллективами;
  • способствовать развитию «горизонтальных» комм]! никаций, взаимодействию даже тех сотрудников, которые зап^ ты в различных участках производства;
  • ограничивать рост непроизводительных расходов управленческого аппарата.

6.3. Автоматизированные  системы управления

рестораном

     Автоматизированная  система управления рестораном это совокупность взаимосвязанных программных средств, обе1 печивающих автоматизацию всех функций по управлению ре| тораном.

     С точки зрения управления рестораном преимуществ АСУ распространяются на следующие направления:

      -обеспечение  стратегическохо и тактического уровн^ управления на основе функций накопления статистической и^ формации);

  • контроль оборота денежных средств и снижение изде| жек, связанных с хищениями;
  • оптимизация технологии обслуживания клиентов на о| нове анализа спроса на блюда из меню;
  • оптимизация процессов закупки продуктов и их хране ния;
  • контроль качества технологии производства;
  • учет рабочего времени официантов;

    - уменьшение объема ручного труда. 
    Например, сокращаются затраты времени официанта на|

обслуживание  заказа. Информация о заказе вводится на специ-

шьный терминал и автоматически передается на кухню. На мониторе отображаются столики, обслуживаемые официантом в данный момент, в том числе и ожидающие.

     Сводится  к минимуму вероятность ошибки при  формировании заказа: все заказы документируются, а расчеты выполняет система. В таких условиях качество обслуживания повышается.

    Стандартная структура АСУ ресторана включает в себя:

  • сервер - компьютер, на котором хранится база данных; системы;
  • офисные компьютеры, на которых работают менеджеры, бухгалтеры и т.д.;
  • рабочие станции (терминалы) официантов, кассиров, барменов. Терминалы могут быть специализированными (только для официанта, кассира и т.п.), а могут быть универсальными, где возможности каждого сотрудника ограничиваются его правами доступа. Рабочие станции объединяются в сеть. Сначала это были электронные (компьютеризированные) кассовые аппараты. Появление пластиковых карт вызвало необходимость их модернизации - они были дополнены считывателями магнитных карт. Необходимость работы кассовых аппаратов с базами данных привела к гюявлению терминалов РОЗ. Р08-терминал объединяет в себе функции кассы и компьютерного терминала и представляет собой персональный компьютер со специализированной периферией, включающей денежный ящик, фискальный модуль, устройство считывания пластиковых карт, принтер кассового чека и др.;
  • кассовые аппараты;

периферийное  оборудование: кухонный принтер для  печати заказов на кухне, принтер  для печати предварительных и  окончательных счетов, фискальный принтер для печати чеков, оргтехника.

Информация о работе Организационные структуры управления торговым предприятием