Организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Работа содержит 1 файл

Организационная структура.doc

— 45.00 Кб (Скачать)


Организационная структура

Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Типологии организационных структур

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).

        иерархическая;

        линейная;

        линейно-штабная;

        функциональная;

        упрощённая матричная;

        сбалансированная матричная;

        усиленная матричная;

        проектная;

        процессная;

        дивизиональная

Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.


Предложенная Г. Минцбергом типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:

        операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;

        стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;

        средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;

        техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;

        вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;

        идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.

На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:

        простая структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации

        машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации

        профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм

        дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счет увеличения роли среднего звена

        адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями

        миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.

Основные параметры проектирования организационной структуры

Параметры индивидуальной деятельности

        уровень специализации деятельности

        уровень формализации поведения

        параметры обучения

        параметры восприятия организационной культуры

Структурные параметры 

        параметры группировки ресурсов по подразделениям 

        размеры подразделений

Параметры поперечных связей

        параметры системы планирования и контроля

        параметры механизмов связи

Параметры системы принятия решений

        уровень вертикальной децентрализации

        уровень горизонтальной децентрализации.

Механизмы координации в организации

Координация взаимодействия сотрудников является важной задачей при проектировании организационных структур. Г. Минцберг выделил следующие механизмы:

        взаимное регулирование — координация на основе информационной коммуникации работающих совместно сотрудников, групп, подразделений, характерна для простых систем, однако, с успехом используется и в сложных системах при управлении межфункциональными группами и проектными командами;

        непосредственный контроль — координация на основе директивных указаний координатора верхнего уровня иерархии, характерна для иерархических и других структур с жестким контролем со стороны руководства;

        стандартизация процесса — координация на основе спецификации (описания) содержания всех этапов процесса и соответствующих функций (инструкций) участвующих сотрудников, групп и подразделений;

        стандартизация выходов — координация на основе детальной спецификации (описания) результатов деятельности (процесса);

        стандартизация навыков — координация на основе идентификации характеристик компетенций, знаний и навыков персонала, осуществляющего деятельность и реализации соответствующего обучения персонала;

        стандартизация норм — координация на основе формирования разделяемых всеми участниками процесса норм деятельности, ее ценностей и традиций

 



Информация о работе Организационная структура