Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:22, реферат
Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).
иерархическая;
линейная;
линейно-штабная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная матричная;
проектная;
процессная;
дивизиональная
Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.
Предложенная Г. Минцбергом типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:
операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;
стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;
средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;
техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;
вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.
На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:
простая структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации
машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации
профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм
дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счет увеличения роли среднего звена
адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями
миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.
Параметры индивидуальной деятельности
уровень специализации деятельности
уровень формализации поведения
параметры обучения
параметры восприятия организационной культуры
Структурные параметры
параметры группировки ресурсов по подразделениям
размеры подразделений
Параметры поперечных связей
параметры системы планирования и контроля
параметры механизмов связи
Параметры системы принятия решений
уровень вертикальной децентрализации
уровень горизонтальной децентрализации.
Координация взаимодействия сотрудников является важной задачей при проектировании организационных структур. Г. Минцберг выделил следующие механизмы:
взаимное регулирование — координация на основе информационной коммуникации работающих совместно сотрудников, групп, подразделений, характерна для простых систем, однако, с успехом используется и в сложных системах при управлении межфункциональными группами и проектными командами;
непосредственный контроль — координация на основе директивных указаний координатора верхнего уровня иерархии, характерна для иерархических и других структур с жестким контролем со стороны руководства;
стандартизация процесса — координация на основе спецификации (описания) содержания всех этапов процесса и соответствующих функций (инструкций) участвующих сотрудников, групп и подразделений;
стандартизация выходов — координация на основе детальной спецификации (описания) результатов деятельности (процесса);
стандартизация навыков — координация на основе идентификации характеристик компетенций, знаний и навыков персонала, осуществляющего деятельность и реализации соответствующего обучения персонала;
стандартизация норм — координация на основе формирования разделяемых всеми участниками процесса норм деятельности, ее ценностей и традиций