Организационная структура в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

В менеджменте введено понятие «система управления», которая представляет собой совокупность форм объединения людей, осуществляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми её составными элементами (структурами) в отдельности. Система управления содержит структуру как упорядоченный набор образующих её элементов.

Работа содержит 1 файл

1.1.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

1 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие управленческой структуры

            Одним из признаков организации является наличие организационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающих единство их действий в достижении целей.

            В менеджменте введено понятие  «система управления», которая  представляет собой совокупность  форм объединения людей, осуществляющих  на практике процесс управления  всей организацией в целом  и всеми её составными элементами (структурами) в отдельности. Система управления содержит структуру как упорядоченный набор образующих её элементов.

            Истоками образования современных управленческих структур являются крупное общественное разделение труда, кооперация, специализация и внутрипроизводственное разделение труда.

            Основой управленческих структур выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении организациями.

            В основе управленческих структур  лежит также и количественный  фактор, возможность эффективного  охвата управленческой деятельностью определённого количества объектов. В менеджменте это называется диапазоном контроля, т.е. предельным числом объектов, которыми можно эффективно управлять. Исследования показывают, что есть закономерная взаимосвязь сложности процесса управления, обусловленная сложностью управляемого объекта, качеством работников, сложностью их действий и возможностями, способностями самого руководителя или управленческого органа.

            Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. Рассмотрим несколько определений организационной и управленческой структуры.

         Вачугов, Д.Д. [6. С. 125]: под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

       Веснин, В.Р.[4. С. 156]: управленческая структура – это упорядоченная совокупность звеньев управления и каналов, с помощью которых они взаимодействуют между собой.

       Переверзев, М.П. [13. С. 72]: ОСУ представляет собой сочетание отдельных звеньев в из взаимосвязи и соподчинённости, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.

       Егоршин, А.Г. [7. С. 533]: ОС – это состав и соподчинённость взаимосвязанных звеньев управления.

       С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

       Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и  полномочия. Элементами ОСУ могут  быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

       Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

            В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

            Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).          Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

            Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

            Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

            Понять сущность и предназначение управленческих структур позволяет критерий эффективности, действенности. На практике встречаются такие примеры, когда созданные управленческие структуры не только не отвечают своему предназначению, но и оказываются вредными и излишними. Особенно это проявляется в чрезмерной бюрократизации управления, возникновении промежуточных инстанций, тормозящих процесс согласования управленческих действий и принятие необходимых решений. «Раздутие управленческого аппарата ведёт к излишним затратам на его содержание, а следовательно, сказывается и на величине издержек производства и обращения.

            Таким образом, в понятие «управленческой» структуры включают: ее сущность, как упорядоченный набор отдельных составляющих частей; истоки, связанные с разделением труда; основы, которыми выступают формы собственности; количественные факторы; достижения научно-технического прогресса; критерии эффективности управленческой деятельности.

            Важное значение в управленческой  структуре имеет человеческий  фактор – наличие специалистов, имеющих профессиональные знания и руководящей работы [6. С.103-105].

       Вывод: управление структуры являются постоянно развивающимися системами, что связанно с изменением и развитием организационных структур предприятий, учреждений, учебных заведений, государственных и хозяйственных органов и организаций.

       Любая организация, чтобы добиться реализации своих целей, должна иметь определенный аппарат и определённую структуру  управления. 

Информация о работе Организационная структура в управлении