Организационная структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 00:06, лекция

Описание работы

Функция организовывания (организация деятельности) предполагает:
- выделение элементов (звеньев) управления;
-упорядочение связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач.

Содержание

1.Сущность, значение и элементы организационной структуры управления.
2.Виды организационных структур управления и их характеристика.

Работа содержит 1 файл

тема 2.2(разд.I).doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Тема 2.2: Организационная структура управления. 

1. Сущность, значение  и элементы организационной структуры  управления.

2. Виды организационных  структур управления и их характеристика.

 

1. Сущность, значение  и элементы организационной  структуры управления.

 

Функция организовывания (организация  деятельности) предполагает:

     - выделение элементов (звеньев) управления;

     -упорядочение связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач.

Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления.

Организационная структура управления – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках  люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Организационная структура управления (ОСУ) предприятия есть совокупность  всех элементов (производства, маркетинга, сбыта и т.д.), их связей взаимодействия, объединенных для достижения поставленных целей.

ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).

Элементы – это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья  включают несколько элементов.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ. Выделяют:

1. институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;

2. управленческий (решение стратегических и тактических функциональных задач): руководители функциональных подразделений;

3. технический управленческий уровень (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на:

1. горизонтальные и вертикальные;

2. линейные и функциональные;

3. формальные и неформальные;

4. прямые и косвенные.

Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Власть - это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.

Характеристики  структуры управления

Характеристики       Содержание
Элементы   Службы, группы и работники, выполняющие функции  управления в соответствии с принятым разделением труда
Горизонтальные  связи Носят характер согласования и являются одноуровневыми
Вертикальные  связи Связи подчинения, определяются иерархичностью управления
Линейные  связи Отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями
Функциональные  связи Отражают движение информации при выполнении различных  функций управления
Полномочия  и ответственность Права и обязанности, связанные с использованием ресурсов и выполнением поставленных задач
Делегирование Передача задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за их выполнение
Власть Право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении
Сложность Определяется  количеством отделов, групп квалифицированных  специалистов и уровней управления
Уровень централизации Характеризует степень концентрации принятия решений  на высшем уровне управления
Координация Определяет  использование механизмов интеграции процессов, действий и ресурсов
Уровень формализации Определяет  масштабы использования правил и  механизмов регулирования для управления поведением людей
 

2. Виды организационных структур управления и их характеристика.

 

Исторически сложились следующие виды основных организационных структур.

 

  1. Региональная (дивизиональная) - тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.

   2. Матричная структура управления - адаптивная орг. структура, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

   Например, в 30-е годы в России  при строительстве комплекса  использовалась матричная организационная  структура - такая, которая совмещает  горизонтальные и вертикальные  связи. В 60-е годы в США  при строительстве аэрокосмического  комплекса также использовалась матричная структура.

   3. Линейная структура – во главе руководитель-единоначальник, единоличное руководство, все функции управления. Базируется на вертикальном разделении труда, управление по уровням. Линейная структура управления обеспечивает прямое воздействие на объект управления и предусматривает принцип единоначалия. Каждый руководитель имеет субъект управления, подчинен только одному руководителю и ему подотчетен. Преимущества :обеспечивать принципы единоначалия, не появляется противоречивых команд, обеспечивается быстрое решение оперативных вопросов, исключается дублирование полномочий, обеспечивается полная ответственность руководителя за результат работы. Недостатки: используется один канал связи, руководитель не в состоянии увидеть в комплексе всю проблему, руководитель должен обладать распространенными знаниями по всем функциям управления, структура менее гибкая и недостаточно быстро учитывает изменяющиеся условия.

  4.  Функциональная структура управления. Возрастание сложности и масштабов деятельности предприятий привело к разделению управленческого труда, в результате этого образовался функциональный управленческий аппарат, взявший на себя ряд функций управления. При функциональной структуре общее руководство подразделениями и отдельными исполнителями осуществляется руководителями через руководителей функциональных органов. Каждый функциональный орган руководит и несет ответственность за отдельные стороны работы подразделениями. При такой структуре управления исполнитель подчиняется не одному руководителю, а нескольким функциональным. Преимущества: обеспечивается компетентное решение задач относящиеся к тем или иным функциям, линейные руководители освобождаются (разгружаются ) от глубоких знаний по каждой функции и упрощается их работа. Недостатки: нарушается единство распорядительства, имеет место противоречивые указания, несогласованные решения, усложняется контроль за деятельность аппарата управления в целом, имеет место дублирование решения вопросов управления.

   5. Линейно функциональная  структура – это результат объединения линейных и функциональных структур. В ее основе лежит линейная структура, но при линейных руководителях предусматривается создание специальных подразделений – функциональных служб и отделов. Эти службы не обладают правом принятия решения и являются консультативным органом. Предложение функциональных подразделений реализуется через каналы линейных руководителей. Преимущества: возрастает возможность управления видом предприятия, усиливается по сравнению с функциональной структурой принцип единоначалия, повышается персональная ответственность линейных и функциональных руководителей, более оперативно решаются практические вопросы, создаются хорошие условия для профессионального и служебного роста работников. Недостатки: усиление тенденций к выполнению только своих функций, появляется необходимость в частных согласованиях, увеличивается сроки принятия решений, создается необходимость в координации функциональных служб.

   6. Линейно-штабная. Штаб – функциональная служба, в которой работают специалисты, готовят квалифицированные решения. Рекомендации утверждаются руководителем-единоначальником. К ним относятся социологическая, юридическая службы, отделы координации и анализа. Преимущества: более глубокая подготовка решений, освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблемы, возможность привлечения специалистов и экспертов. Недостатки: нет взаимосвязей на горизонтальном уровне, недостаточно четкая ответственность, система взаимодействия по вертикали – тенденция к чрезмерной централизации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Дивизиональная  оргструктура

 

   Линейная  оргструктура

 

   Функциональная  оргструктура

 

   Линейно-функциональная оргструктура

Информация о работе Организационная структура управления