Организационная структура и структура управления предприятием на примере ОАО «Завод бурого оборудования»

Автор: k**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:16, практическая работа

Описание работы

Открытое акционерное общество «Завод бурого оборудования» расположено в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, Оренбургской области, г. Оренбурге.
Миссия ОАО «ЗБО» - Быть надежным партнером всех, кто занимается буровыми работами.
Основными видами деятельности ОАО «Завод бурового оборудования» являются:
производство бурового инструмента, запасных частей к буровому инструменту;
оказание услуг аренды, услуг по передаче электроэнергии, стоков, производство тепловой энергии, добыча воды.

Работа содержит 1 файл

2 (Восстановлен).docx

— 95.40 Кб (Скачать)

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

2.1. Организационная  структура и структура  управления

    Открытое  акционерное общество «Завод бурого оборудования» расположено в  Российской Федерации, Приволжском  федеральном округе, Оренбургской области, г. Оренбурге.

    Миссия  ОАО «ЗБО» - Быть надежным партнером  всех, кто занимается буровыми работами.

    Основными видами деятельности ОАО «Завод бурового оборудования» являются:

    • производство бурового инструмента, запасных частей к буровому инструменту;
    • оказание услуг аренды, услуг по передаче электроэнергии, стоков, производство тепловой энергии, добыча воды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2.1. – Основные показатели деятельности ОАО «Завод бурового оборудования»

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год Темп  роста 2010г. к 2008г., %
Выпуск  продукции, работ, услуг собственного производства в отпускных ценах (без НДС), тыс. руб. 245 161 142 003 181 278 73,9
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС), тыс. руб. 227 479 157 920 205 332 90,2
Полная  себестоимость реализованной продукции, работ, услуг (с управленческими  и коммерческими расходами), тыс. руб. 190 407 142 582 188 075 98,7
Валовая прибыль (маржинальный доход), тыс. руб. 91 977 53 032 73 136 79,5
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп. 83,7 90,3 91,6 109,4
Прибыль от продаж, тыс. руб. 37 073 15 338 17 257 46,5
Рентабельность  продаж по прибыли от продаж 16,3 9,7 8,4 51,5
Чистая  прибыль 18 276 9 737 6 951 38,0
Валюта  баланса (на конец года) 116 966 143 849 138 335 118,2
 

    Выручка от продажи продукции, работ и  услуг составляет 205,3 млн. руб. без  НДС, что на 30% больше, чем в 2009 году, в том числе выручка от продажи  бурового инструмента по сравнению  с 2009 годом увеличилась на 35% и  составила 173,2 млн. руб. без НДС. Такое  значительное увеличение объема реализации объясняется восстановлением спроса со стороны конечных потребителей, снизившимся в связи с мировым  экономическим кризисом, и активизацией продаж на новых для предприятия  рынках, в частности на рынке Узбекистана. При этом реализация на экспорт в 2010 году составила 66,1 млн. руб., доля продукции  на экспорт возросла с 31,8% в 2009 году до 38,1% – в 2010 году.

    Структура реализации продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2009-10 годы представлена на рисунке 2.1.

    Доля  выручки, полученной от реализации бурового инструмента и прочей продукции  цеха и инструментального участка, составила в общей выручке 84,4%, по сравнению с 2009 годом она увеличилась  на 3%. В абсолютном выражении выручка  от реализации бурового инструмента  выросла в 2010 году на 44,7 млн.руб., что характеризует эффективность деятельности предприятия на рынке.

    Рисунок 2.1. Структура реализации продукции  за 20092010 годы, %

    Выручка от реализации услуг аренды помещений  и коммунальных услуг в 2010 году составила 29,6 млн. руб., что на 3 млн. руб. больше, чем в 2009 году. Так как площадь  сдаваемых в аренду помещений  ограничена, рост выручки может быть обеспечен только за счет роста тарифов  на коммунальные услуги и роста арендной платы. Но здесь существуют ограничения, связанные с тем, что:

    • рост тарифов на коммунальные услуги жестко контролируется государством;
    • в Оренбурге предложение площадей в аренду превышает спрос, что приводит к ценовой конкуренции и борьбе за арендаторов.

    Объем реализации строительных материалов в 2010 году составил 425,3 тыс. руб., фактически продавались складские остатки, произведенные в 2008-09гг. Производства строительных материалов в 2010 году не было.

    Выпуск  продукции, работ и услуг собственного производства в 2010 году составил 181,2 млн. руб., рост по сравнению с 2009 годом 27,7%. Выпуск бурового инструмента и прочей продукции цеха и инструментального  участка увеличился по сравнению  с 2009 годом на 31,8% и составил 151,6 млн. руб. Такое увеличение производства стало следствием роста заказов  со стороны потребителей.

    Объем услуг аренды, продукции и услуг  теплотехнического участка и  ВКХ, участка электрохозяйства по сравнению  с 2009 годом вырос на 12% и составил 29,6 млн. руб.

    Полная  себестоимость реализованной продукции, работ, услуг составила 188,1 млн. руб. Фактическая величина затрат на один рубль реализованных товаров, продукции, работ и услуг за 2010 год превысила  запланированную на 2,5%, что объясняется  ростом тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, ростом цен на основные материалы (трубная  заготовка, металлопрокат).

    Маржинальный  доход в целом по компании за 2010 год составил 73,1 млн. руб. Маржинальный доход увеличился по сравнению с 2009 годом на 37,9%. По буровому инструменту  маржинальный доход составил 42,2 млн. руб.

    Прибыль от продаж составила 17,3 млн. руб., рост по отношению к 2009 году на 12,5%.

    С учетом прочих доходов и расходов, налога на прибыль, чистая прибыль по итогам 2010 года составила 6,95 млн. руб. Снижение чистой прибыли по сравнению с 2009 годом в абсолютном выражении  составило 2,77 млн. руб.

    Капитализация компании по валюте баланса составила  на конец 2010 года 138,3 млн. руб., снизившись по сравнению с 2009 годом на 5,5 млн. руб. В структуре активов на конец 2010 года внеоборотные активы составляют 33,6%, оборотные – 66,4%.

     Маркетинговые стратегии ОАО  «Завод бурового оборудования»

    Таблица 19

Стратегия Критерии результативности Тактика
Существующие товары / существующие рынки Объем продаж-160 млн. руб. без НДС. 1. Обеспечение  конкурентного преимущества товаров  на рынке:
  • разработка гибкой ценовой политики на основе цен конкурентов  и жизненного цикла товара с соблюдением основных принципов ценовой дискриминации;
  • установление гибкой системы скидок;
  • предоставление клиентам более выгодных предложений по срокам и условиям оплаты, чем у конкурентов (рассрочка платежа на срок до 60 дней).

2. Улучшение  качества выпускаемой продукции.

3. Расширение  дилерской сети (привлечение   дилеров).

4. Активная  работа с Министерствами, Комитетами  геологии, Федеральными агентствами  по недропользованию.

5. Проведение целенаправленных рекламных кампаний.

Существующие товары / новые рынки Объем продаж–10 млн. руб. без НДС. 1. Анализ нового  рынка с позиции предлагаемых  товаров;

 увеличение  клиентской базы / установление личных  контактов.

2. Продвижение  существующих товаров на новые  рынки сбыта.

3. Участие  в специализированных выставках  для выявления потребностей и  продвижения продукции ОАО «Завод  бурового оборудования» на данных  рынках.

4. Активные  личные продажи на новых рынках  сбыта.

5. Работа  с Министерствами и Комитетами  геологии на новых рынках сбыта.

6. Анализ  деятельности конкурентов, предложение  клиентам более выгодных условий  сотрудничества.

7. Активная рассылка рекламных предложений.

Новые товары /

 существующие рынки 

Объем продаж–20 млн. руб. без НДС. 1. Активное продвижение  новых товаров на существующие  рынки.

2. Поиск  новых клиентов, формирования клиентской  базы данных 1С:Предприятия 8.2.

3. Активные  личные продажи.

4. Активная  рассылка рекламных предложений.

5.Размещение  информации в специализированных  журналах.

6. Участие  в специализированных выставках.

7. Проведение  испытаний новой продукции у  клиентов, с последующей рассылкой  положительных результатов проведенного  испытания.

8. Анализ  деятельности конкурентов, предложение  клиентам более выгодных условий  сотрудничества.

Новые товары / новые рынки Объем продаж–

10 млн. руб.  без НДС.

1. Изучение потребностей  клиентов на новых рынках.

2. Поиск  оптимально-возможных вариантов  выхода на новые рынки.

3. Доведение  информации до клиентов о преимуществах  нового товара.

4. Анализ  деятельности конкурентов на  новых рынках, предложение клиентам  более выгодных условий сотрудничества.

 

    Структура работающих по категориям.

    Общая численность персонала ОАО «Завод бурового оборудования » на 31.12.2010 года составила 204 человека, из них женщин 63 чел, мужчин 141 чел.

В течение 2010 года принято 60 человек, уволено  – 42 человека из них:

                • за прогулы – 1 чел.,
                • на  основании медицинских показаний – 2 чел.,
                • окончание срочного договора – 5 чел.
                • по инициативе работника – 34 чел.

    Из 34 человек уволенных по инициативе работника причины самые разнообразные, а именно: по семейным обстоятельствам - 12 чел, не удовлетворяет заработная плата – 7 чел., по состоянию здоровья 4 человека, переезд – 3 чел., остальные по другим причинам.

    

    Рисунок 2.2. Соотношение численности мужчин и женщин на ОАО «Завод бурового оборудования», чел.

    Динамика  численности персонала  за последние 3 года.

    В связи с кризисом по стране, уменьшилось  количество заказов от клиентов, были вынуждены проводить антикризисные  мероприятия, в результате численность  резко сократилась в 2009 году. В 2010 году  положение на заводе стало  постепенно меняться в лучшую сторону, подъем производства вызвал прием новых работником. Возвращались бывшие работники завода, особенно рабочие производственного цеха – станочники.

    

Динамика  численности персонала за последние 3 года

    Изменение численности персонала в сторону  увеличения, вызвано оптимизацией структуры  предприятия, увеличением плана  производства.

     Рис. 13.  Кадровый состав по состоянию  на 31.12.2010г.

    Подобное  соотношение работников по категориям объясняется спецификой деятельности общества, где большой объем работ  занимает деятельность, осуществляемая рабочим персоналом.

Возрастной  состав работников

    В соответствии с планом стратегического  развития возрастной состав работников в 2010 году отвечает следующим критериям:

    • 18 лет – 30 лет – 33%;
    • 30 лет – 50 лет – 34 %;
    • 50 лет и выше – 33%.

Динамика  качественного состава работников  по  возрасту

    Средний возраст персонала

    Увеличение  среднего возраста персонала в 2009, 2010 годах объясняется кризисом в стране и нестабильной ситуацией с заказами на предприятии, поэтому необходимо было сохранить для завода высококвалифицированных работников, более зрелого возраста. Средний возраст работников производственного цеха 42,5%. А по заводу 43,9 %.

    Профессиональное  обучение и повышение  квалификации сотрудников

    Обучение  персонала всех уровней является частью корпоративной культуры, ключевой составляющей развития персонала в  целом, способствующей укреплению конкурентного  преимущества.

    В настоящий момент в рамках профессиональной подготовки проходят обучение в ВУЗах  г. Оренбурга – 9 человек (из них 6 человек рабочие, 1 – специалист, получает второе высшее образование, 1 - служащий).

    Оценивая  потенциал персонала предприятия, можно утверждать, что образовательный  и профессиональный уровень работников достаточен для реализации планов стратегического развития предприятия.

  Уровень квалификации кадров

Таблица 16

Образование По состоянию  на  31.12.2010
Чел.  %
Общая численность 204 100
Высшее  образование 76 37
Среднее профессиональное образование 34 17
Среднее общее образование 61 30
Средне-техническое 24 12
Начальное профессиональное образование  7 3
Начальное общее образование 2 1

Информация о работе Организационная структура и структура управления предприятием на примере ОАО «Завод бурого оборудования»