Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:21, контрольная работа
Процесс изменений охватывает сегодня все большее число российских организаций. При этом обычно внимание руководства направлено на изменения, обусловленные действием ситуативных факторов, а необходимость выработки стратегии развития недооценивается. Доминирует технократический подход к изменениям. Считается, что главное - это рациональные действия, предполагающие целенаправленную работу по увеличению прибыли, сокращению издержек и усилению контроля. Это дает положительные результаты на первых этапах подготовки и реализации программы развития, когда решаются вопросы собственности, вопросы, связанные с финансами, производством или структурой управления. Это и понятно: в значительной мере работу на ранних этапах процесса изменений можно рассматривать как наведение порядка в работе организации.
Введение...................................................................................................................2
1. Организационная культура – понятие и сущность.............................................4
2. Нормы и типы организационной культуры.........................................................7
Заключение..........................................................................................................11
Список литературы..........................................................................................13
- гибкость и дискретность;
- стабильность и контроль;
- внутренний фокус и интеграция;
- внешний фокус и дифференциация.
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc - «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура. Этот тип организационной
культуры доминирует в организациях, ориентированных
на результаты. Ее главная забота - выполнение
поставленной задачи. Люди целеустремленны
и соперничают между собой. Лидеры - твердые
руководители и суровые конкуренты. Они
непоколебимы и требовательны. Организацию
связывает воедино акцент на стремлении
побеждать. Репутация и успех составляют
предмет общего радения. Стиль организации
- жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Таким образом, важность организационной (корпоративной) культуры для успешного функционирования фирмы является общепризнанной во всем цивилизованном мире. В последнее время и в России она становится ключевой предпосылкой в бизнесе. Это не «парадный мундир» организации, как считают некоторые, а очень важный инструмент современного бизнеса, основа преуспевания на рынке. Все процветающие компании мира, без исключения, создали и поддерживают у себя ярко выраженные организационные культуры, наиболее соответствующие их целям и ценностям и четко отличающие одну фирму от другой. Сильные культуры способствовали развитию мелких компаний-новичков в преуспевающих гигантов. Именно поэтому трудно переоценить значение концепции корпоративной культуры.
Можно даже сказать, что организационная культура – это цемент, скрепляющий внутренние силы организации.
Организационная культура (независимо от степени выраженности):
- формирует определенный имидж компании, отличающий ее от любой другой, и влияет на ее репутацию. Постепенно становясь атрибутом фирмы, она обеспечивает ей репутацию на рынке и сохранение преданности клиентов, и партнеров;
- определяет степень сплочения сотрудников, создает условия возникновения чувства общности всех членов организации, обеспечивает присущие ей стандарты поведения, придает сотрудникам организационную идентичность, определяя представление о компании; влияет на уровень вовлеченности работников в дела фирмы и преданности (лояльности) ей, стимулирует ответственность работников;
- формирует у сотрудников чувство уверенности и гордости за фирму, предопределяет вероятность ухода из нее, влияет на уровень текучести кадров;
- является важным источником стабильности и преемственности, формируя у сотрудников чувство безопасности;
- дает новым сотрудникам контекст интерпретации событий в компании, является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения, восприятия и различные табу, целесообразные с точки зрения данной организации, предлагает стандарты качества и критерии самооценки в работ.
Организационная культура (как и разруха)
начинается в головах людей. И если мы
хотим жить и работать не «как получится»,
а развивать и поддерживать в своей компании
такую организационную культуру, которая
будет максимально соответствовать выработанной
стратегии, то следует в первую очередь
позаботиться о том, чтобы понять, что
определяет сегодняшнее восприятие, мышление
и мотивацию работников организации. Можно
выделить некоторые составляющие организационной
культуры, характерные для организации
в целом.
1. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. - 168 с.
2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-3-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА –М, 2002.- 558 с.
3. Организационная культура / Под ред. И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.
4. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.
5. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2008.
6. Элвессон М. Организационная культура. Перевод с английского П. Власова. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2005. - 460 c.