Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:01, контрольная работа
Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Можно выделить четыре направления в определении организации:
В соответствии с теорией К. Барнарда организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.
1. Определение понятия организация…………………………………3
2. Классификация организаций………………………………………..7
3. Организация как управленческий процесс……………………… 10
4. Внешняя среда организации………………………………………..14
5. Внутренняя среда организации…………………………………….15
6. Список использованной литературы……………………………….17
По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.
По участию в различных секторах производстваорганизации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
3. Организация как управленческий объект.
Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рынбчн6-предпринима-тельского типа вызвал также необходимость разработки новой парадигмы управления.
Осуществляемые
в стране экономические реформы
позволяют интегрировать
Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социалистического общества привела к созиданию экономической теории особого типа. Помимо ее крайней политизации, она обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.
В
соответствии с этим управленческая
наука развивала
Российская Федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики.
Положения
новой управленческой парадигмы
должны выражать объективные потребности
реформируемой экономики и
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку — это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка,», используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т. д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: (Экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.
Выполняя эти функции,, государство регулирует спрос и предложение на макро уровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода от значительного в начале до минимального уровня в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т. д.).
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой — существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики России.
Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.
Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации.
4. внутренняя среда организации.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
а) Поставщики.
Поставщиками капитала в основном являются
банки, акционеры и частные лица.
Чем лучше обстоят дела у данной
организации, тем больше шансов получить
кредит на льготных условиях у поставщиков
капитала.
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов
должной квалификации нельзя эффективно
использовать сложную технику и оборудование.
в) Законы государства. Организации обязаны
выполнять не только федеральные, но и
региональные законы. Государственные
органы обеспечивают принудительное выполнение
законов в сфере своей компетенции.
г) Потребители. Потребители решают, какие
товары и услуги для них желательны, то
есть они определяют направления и возможности
роста организации. В рыночной экономике
действует принцип: "Потребитель - король
рынка".
д) Конкуренты. Руководство предприятия
должно понимать, что неудовлетворенные
нужды потребителей создают свободные
ниши на рынке для конкурирующих организаций.
5. Внешняя среда организации.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:
а) Состояние
экономики страны. Руководство организации,
особенно при выходе на международный
рынок, должно учитывать экономическую
ситуацию в той стране, в которую
поставляет свой товар, или с которой
организация имеет деловые
б) Научно-технический прогресс. Технические
новшества повышают производительность
труда, способствуют улучшению качества
продукции, а также расширяют возможные
области применения товаров. Появление
таких высоких технологий, как компьютерная,
лазерная, микроволновая, полупроводниковая,
а также использование атомной энергии,
синтетических материалов, миниатюризация
приборов и производственного оборудования
оказывают существенное влияние на развитие
и деятельность организации.
в) Социокультурные факторы. Это, прежде
всего, жизненные ценности и традиции,
обычаи, установки, которые оказывают
существенное влияние на деятельность
организации.
г) Политические факторы. К ним относятся:
экономическая политика административных
органов государства, т.е. система налогообложения,
льготные торговые пошлины, законодательство
о защите потребителей, стандарты на безопасность
продукции и стандарты по экологии. Для
организации, осуществляющей международную
деятельность, существенное значение
имеет политическая стабильность данного
государства, а также установка с его стороны
специальных пошлин на импорт товаров,
экспортных квот и т.д.
д) Отношения с местным населением. Характер
отношений с местной общиной является
очень важным для учета и планирования
в любой организации. Так, в каждой общине
существуют свои специфические законы
и установки по вопросам бизнеса и ведения
деловых отношений с другими организациями
и учреждениями. Иногда для поддержания
хороших отношений с общиной необходимо
финансирование и поддержка ее социальных
программ, а также благотворительная деятельность
по многим направлениям.
Подвижность
среды - это скорость, с которой происходят
изменения в окружающей среде организации.
В некоторых отраслях, например, в фармацевтической,
электронной, химической, космической
и др. изменения происходят относительно
быстро. В других отраслях процессы изменения
среды более замедленные.
Список использованной литературы:
1. Пригожин А.И., Социология организаций, М., 2001. С.39-41
2. Заяц О.В., Организация,
администрирование и
3. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие /Под ред. Е. И. Комарова и А. И., Войтенко. – М.: Владос, 1999
4. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002