Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:04, доклад
Любое деловое предприятие в своей повседневной деятельности сталкивается с операционными рисками. Операционные риски связаны с человеческим фактором - прямые и косвенные потери бизнеса возникают из-за ошибок персонала, менеджмента, хищений и злоупотреблений, сбоя в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем (которые также в большинстве случаев вызваны ошибками людей).
Операционный риск не имеет четкого определения в отличие от рыночного и кредитного рисков. Мы можем выделить три подхода, начиная с широкого до узкого определения.
Операционные
риски
Любое деловое предприятие в своей повседневной деятельности сталкивается с операционными рисками. Операционные риски связаны с человеческим фактором - прямые и косвенные потери бизнеса возникают из-за ошибок персонала, менеджмента, хищений и злоупотреблений, сбоя в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем (которые также в большинстве случаев вызваны ошибками людей).
Операционный риск не имеет четкого определения в отличие от рыночного и кредитного рисков. Мы можем выделить три подхода, начиная с широкого до узкого определения.
Первое определение самое широкое. Оно объясняет операционный риск как любой финансовый риск, не являющийся рыночным или кредитным риском. Возможно, это определение слишком широкое, т.к. оно включает также бизнес риск, который фирма должна принять при создании акционерной стоимости. Это включает плохой уровень принятия стратегических решений, таких как создание бизнес-линии при очень малой марже. Такие риски не контролируются напрямую риск менеджерами. Кроме того, неблагоприятно влияет на возможность идентифицировать и оценить все риски. Это предоставляет возможность двойного учета или просчетов в покрытии. В результате это определение обычно рассматривается как слишком широкое.
На другом конце находится второе определение, являющееся самым узким. Оно определяет операционный риск, как риск, возникающий при проведении операций. Это включает проблемы бэк-офиса, сбои при обработке операций и сбои в системах, а также технологические ошибки. Это определение, тем не менее, просто концентрируется на операциях, что является только частью операционного риска и не включает другие значительные риски, как внутренние злоупотребления, неправильная торговая практика или риск моделирования. В результате это определение обычно считается слишком узким.
Третье
определение является промежуточным,
и кажется, оно приемлемо для финансовой
сферы. Оно определяет операционный риск
как риск потерь, вытекающий из неадекватных
или сбойных внутренних процедур, человеческого
или системного фактора или внешних событий.
Это исключает деловой риск, но включает
внешние события, такие как внешнее мошенничество,
сбои системы безопасности, влияние нормативных
актов или природные катаклизмы. В действительности,
это сейчас официальное определение Базельского
Комитета. Оно включает юридический риск,
возникающий, если сделка признается недействительной
по закону, но исключает стратегический
риск и риск репутации.
Задача
определения операционного
Подтверждением в необходимости нестандартного подхода является множественность определений операционных рисков в банковской среде:
Рис.1. Операционные
риски
Согласно
определению Базельского
Причинами для наступления событий имеют множество внутренних и внешних причин и очень часто носят комплексный характер. Примерами, могут быть недостаточные мероприятия предупреждения наступления операционных рисков, недостатки в работе, ошибки менеджмента и слабости в организации.
Нам представляется, что из приведенного перечня определений операционного риска наиболее полной и одновременно лаконичной является трактовка, помещенная в материалах Базельского комитета, которой мы и будем придерживаться при изложении данной темы.
В
определении Базельского
В
современной литературе по рискам,
рекомендациях Банка
Риски потерь, возникающие вследствие разного рода ошибок при переводе денежных средств, учете и расчетах (транзакционные риски), хорошо известны практикам и описаны в литературе. Основной их причиной являются бухгалтерские и расчетные ошибки. Некоторые же виды транзакционных рисков заслуживают отдельного рассмотрения по причине их достаточно редкой упоминаемости, хотя важность их нельзя недооценивать.
Риск потерь, возникающих из-за сложности финансовых инструментов, появляется в том случае, когда информационная система банка не способна адекватно учитывать сделку по бухгалтерии и аналитике. Например, в середине 90-х годов, когда российские банки начали операции с производными финансовыми инструментами, в некоторых из них не были должным образом подготовлены информационные системы. В результате возросло количество ошибок в бухгалтерском учете, но что более неприятное - банковские аналитики далеко не всегда могли иметь реальную картину валютных и процентных рисков, кроме того, возросли сроки подготовки аналитической информации для руководства. Вывод здесь следующий: нельзя начинать работу с новым для банка финансовым инструментов, не убедившись в том, что информационные системы банка будут корректно его отражать. Одним из полезных инструментов, снижающих этот риск, является отработанная процедура утверждения порядка работы с новыми для банка финансовыми инструментами (очень нагляден "контрольный листок", где указываются все риски, требования к системам, документации, процедурам и т. д.; новый продукт "запускается в работу", если контрольный листок подписан всеми должностными лицами банка, чья подпись необходима).
Весьма неприятными могут быть последствия ошибки перевода средств в случае неверного указания банка-контрагента (непреднамеренная поставка). В практике приходилось сталкиваться со случаями, когда деньги направлялись в проблемный банк (более неприятная ситуация - в банк, в отношении которого открыто конкурсное производство): для возврата средств приходилось прилагать немало сил, и требовало это много времени. К слову, даже если деньги по ошибке перечисляются в нормально работающий банк, то на их возврат требуется время. Уменьшить риск ошибочного перечисления денежных средств в проблемный банк можно путем установки "блокировки" в информационную систему2.
Много убытков приносит банкирам некачественная юридическая документация. Безусловно, установленный в банках порядок обязательного визирования юристами договоров и процедур снижают этот риск. Проблемы, по мнению специалистов, возникают либо по причине недостаточной квалификации работников юридической службы, либо по причине невнимательности (последнее происходит, как правило, в случае слишком высокой загруженности работников3). Кроме того, много усилий приходится прилагать для того, чтобы своевременно вносить изменения в документацию в условиях часто меняющегося законодательства (облегчает решение проблемы должным образом установленная процедура мониторинга нормативной базы). Профессионалы рекомендуют применять "правило существенности" - когда внимание юристов концентрируется на операциях, несущих "значительный" (определяемый для каждого банка индивидуально) риск потери денежных средств, а также "правило особого подхода к нестандартным операциям" (означает, что для всех договоров, отличных от стандартных, устанавливается индивидуальный порядок рассмотрения).
Риски потерь, возникающие вследствие недостаточности или низкого качества операционного контроля, стали причиной проблем для многих банков. Не обнаруженные своевременно превышения лимитов, не разрешенные руководством операции отдельных трейдеров, злоупотребления в учете операций - факторы, вызвавшие крах целого ряда известных финансовых учреждений, в частности, банка "Бэрингс".
Система
управления операционными
рисками
Менеджмент операционных рисков как новые требования надзорных органов. Появление потребности в управлении операционными рисками можно отнести в большей мере к требованиям Базельского комитета и требованиям со стороны международных банков-кредиторов.
Рис.2 Управление операционными рисками
По сравнению с Базель 1 в Базель 2 появились дополнения для расчета кредитного риска и новый показатель – операционный риск.
Расчет
адекватности капитала (Базель II):
В
самом общем случае, банки должны
рассчитывать ожидаемы потери и неожидаемые
потери от операционных рисков. Ожидаемые
потери могут быть включены в премию на
риск при расчете ценовой политики банка.
Неожидаемые потери должны покрываться
экономическим капиталом и/или быть желательно
вынесены за счет их трансферта.
Рис. 3.
Рис.4. Покрытие
операционных рисков
Базель 2 дает несколько подходов расчета операционных рисков (рис.5). Этот подход часто критикуется за слишком грубое измерение без учета рисков в зависимости от проводимых операций банка. Поэтому предлагается стандартный подход с учетом проводимых операций банка. Предписания Базельского комитета для стандартного подхода рекомендуют категоризировать операции банка по трем областям:
Для каждой области задано свое значения фактора риска при расчете адекватности капитала.
Рис.5. Подходы
расчета операционных рисков
:
Таблица 1
Расчет
операционных рисков согласно стандартному
подходу
Области
Деятельности |
Поля
деятельности |
Объем
риска |
Фактор
капитала |
Investment
Banking |
Финансирование предприятий | Брутто доходы | 18% |
Исходные данные | Брутто-доходы или VaR | 18% | |
Banking | Частные лица | Среднегодовая
сумма баланса |
12% |
Commercial banking | Среднегодовая
сумма баланса |
15% | |
Платежная система | Среднегодовой объем платежей | 18% | |
Прочие | Комиссионные сделки с ценными бумагами | Брутто-доходы | 12% |
Трастовые операции | Управляемый объем | 12% |