|
|
ОБЩЕСТВЕННОЕ
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - относительное обособление
различных видов хозяйственной
деятельности людей, специализация
работника на изготовлении какого-нибудь
продукта или совершении определенной
трудовой операции. Различают: общее
разделение труда, под которым понимается
выделение крупных родов деятельности
(земледелие, промышленность и др.);
частное - разделение этих родов на
виды и подвиды (строительство, металлургия,
станкостроение, животноводство, растениеводство
и т. д.); единичное - разделение труда
внутри отдельно взятого предприятия.
Общемировая тенденция свидетельствует,
что разделение труда внутри общества
и связанные с ним формы
территориального, международного разделения,
специализация производства будут
углубляться и расширяться. Разделение
труда на предприятии (единичное), напротив,
по мере автоматизации и электронизации
имеет тенденцию к укрупнению.
Этим создаются предпосылки для
преодоления узкой специализации
работника, интеграции умственного
и физического труда. Эти и
другие процессы, связанные с общественным
разделением труда, способствуют росту
экономики, повышению ее эффективности. |
Разделение
труда, качественная дифференциация
трудовой деятельности в процессе развития
общества, приводящая к обособлению и
сосуществованию различных её видов. Разделение
труда существует в разных формах, соответствующих
уровню развития производительных сил
и характеру производственных отношений.
Проявлением Разделение
труда является обмен деятельностью.
Существует Разделение
труда внутри общества и внутри предприятия.
Эти два основных вида Разделение
труда взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Разделение общественного производства
на его крупные роды (такие, как земледелие,
промышленность и др.) К. Маркс называл
общим Разделение труда, разделение
этих родов производства на виды и подвиды
(например, промышленности на отдельные
отрасли) — частным Разделение
трудаи, наконец, Разделение
труда внутри предприятия — единичным Разделение
труда Общее, частное и единичноеРазделение
труда неотделимы от профессионального Разделение
труда, специализации работников. Термин
«Разделение труда» употребляется
также для обозначения специализации
производства в пределах одной страны
и между странами — территориальное и
международное Разделение
труда
В общественной науке Разделение
труда получило различное толкование.
Античные авторы (Исократ, Ксенофонт) подчёркивали
положительное значение его для роста
производительности труда. Платон видел
в Разделение трудаоснову для существования
разных сословий, главную причину иерархического
строения общества. Представители классической
буржуазной политической экономии, особенно
А. Смит (ему принадлежит сам
термин «Разделение
труда»), отмечали, что Разделение
труда приводит к величайшему прогрессу
в развитии производительных сил, и указывали
в то же время, что оно превращает работника
в ограниченное существо. У Ж. Ж. Руссо протест
против превращения людей в односторонних
индивидов как следствия Разделение
труда был одним из главных аргументов
в его обличении цивилизации. Начало романтической
критике капиталистического Разделение
трудаположил Ф. Шиллер, который отмечал его
глубокие противоречия и в то же время
не видел пути для их устранения. В качестве
идеала у него выступает «цельный и гармоничный
человек» Древней Греции. Социалисты-утописты,
признавая необходимость и пользу Разделение
труда, вместе с тем искали пути ликвидации
его вредных последствий для развития
человека. А. Сен-Симон выдвинул задачу организации
координированной системы труда, которая
требует тесной связи частей и зависимости
их от целого. Ш. Фурье для
сохранения интереса к труду выдвинул
идею перемены деятельности.
С середины 19 в. для буржуазной
общественной мысли характерна
апология Разделение
труда О. Конт, Г. Спенсеротмечали благотворное
значение Разделение
труда для общественного прогресса,
а отрицательные последствия считали
его необходимыми и естественными издержками
либо относили их не к Разделение
труда самому по себе, а к искажающим
внешним влияниям (Э. Дюркгейм).
В
современной буржуазной социологии,
с одной стороны, продолжается апология
капиталистического Разделение
труда, а с другой — критика его, подчёркивание
того факта, что Разделение
труда является одной из главных причин
деперсонализации личности, превращения
её в объект манипуляции промышленной
системы капитализма, бюрократических
организаций и государства, в безличный
элемент «массового
общества».
Однако буржуазно-либеральные критики
капиталистического Разделение
труда (Э. Фромм, Д. Рисмен, У. Уайт, Ч. Р.
Миллс, А. Тофлер, Ч. Рейх — США) выдвигают
наивно-утопические рецепты устранения
пороков капиталистической системы.
Подлинно научную оценку Разделение
труда дал марксизм-ленинизм. Он отмечает
его историческую неизбежность и прогрессивность,
указывает на противоречия антагонистического Разделение
труда в эксплуататорском обществе и
раскрывает единственно правильные пути
их устранения. На ранней ступени развития
общества существовало естественное Разделение
труда — по полу и возрасту. С усложнением
орудий производства, с расширением форм
воздействия людей на природу их труд
стал качественно дифференцироваться
и определённые его виды обособляться
друг от друга. Это диктовалось очевидной
целесообразностью, поскольку Разделение
труда вело к росту его производительности.
В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась
производительность человеческого труда,
направленного, например, на изготовление
какой-нибудь частички всего продукта,
необходимо, чтобы производство этой частички
специализировалось, стало особым производством,
имеющим дело с массовым продуктом и потому
допускающим (и вызывающим) применение
машин и т.п.». (Полное собрание соч., 5 изд.,
т. 1, с. 95). Отсюда Ленин делал вывод, что
специализация общественного труда «...
по самому существу своему, бесконечна
— точно так же, как и развитие техники»
(там же).
Производство немыслимо без сотрудничества,
кооперации людей, порождающей
определённое распределение деятельности.
«Очевидно само собой, — писал
К. Маркс, — что эта необходимость
распределения общественного труда
в определенных пропорциях никоим
образом не может быть уничтожена
определенной формой общественного
производства, — измениться может лишь
форма ее проявления» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 460—461). Формы распределения
труда находят прямое выражение в Разделение
труда, которое обусловливает и существование
исторически определённых форм собственности.
«Различные ступени в развитии разделения
труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются
вместе с тем и различными формами собственности,
т. е. каждая ступень разделения труда
определяет также и отношения индивидов
друг к другу соответственно их отношению
к материалу, орудиям и продуктам труда»
(там же, т. 3, с. 20).
Процесс распределения людей
в производстве, связанный с ростом
специализации, совершается либо
сознательно, планомерно, либо принимает
стихийный и антагонистический
характер. В первобытных общинах
этот процесс носил планомерный
характер. Орудия труда здесь
были строго индивидуализированы,
однако труд и пользование
его результатами не могли
тогда раздробляться — низкая
производительность труда людей
исключала их выделение из общины.
Так
как во всю предшествующую историю
человечества процесс производства
заключался в том, что люди между
собой и предметом труда вклинивали
орудие производства, сами становясь
непосредственным компонентом производственного
процесса, то начиная с первобытной
общины индивидуализация орудий труда
приводила к «прикреплению» людей
к ним и определённым видам
дифференцировавшейся деятельности. Но
поскольку все члены общины имели
общие интересы, такое «прикрепление»
носило естественный характер, считалось
оправданным и разумным.
С развитием орудий производства
возникли целесообразность и
необходимость относительно обособленного
труда индивидов, а более производительные
орудия давали возможность обособленного
существования отдельных семей.
Так происходило превращение
непосредственно общественного
труда, каким он был в первобытных
общинах, вчастный
труд. Характеризуя
сельскую общину как переходную форму
к полной частной собственности, Маркс
отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл
обособленный, частный характер, и это
явилось причиной возникновения частной
собственности. «Но самое существенное,
— писал он, — это — парцеллярный труд
как источник частного присвоения» (Маркс
К., там же, т. 19, с. 419).
В докапиталистических формациях,
— писал Энгельс, — «средства
труда — земля, земледельческие
орудия, мастерские, ремесленные инструменты
— были средствами труда отдельных
лиц, рассчитанными лишь на
единоличное употребление... Но потому-то
они, как правило, и принадлежали
самому производителю... Следовательно,
право собственности на продукты
покоилось на собственном труде»
(там же, с. 211, 213).
В результате раздробления труда,
превращения его в частный
труд и появления частной собственности
возникли противоположность экономических
интересов индивидов, социальное
неравенство, общество развивалось
в условиях стихийности. Оно
вступило в антагонистический
период своей истории. Люди
стали закрепляться за определёнными
орудиями труда и различными видами всё
более дифференцировавшейся деятельности
помимо их воли и сознания, в силу слепой
необходимости развития производства.
Эта главная особенность антагонистического Разделение
труда— не извечное состояние, будто
бы присущее самой природе людей, а исторически
преходящее явление.
Антагонистическое Разделение
труда приводит к отчуждению от человека всех других
видов деятельности, кроме сравнительно
узкой сферы его труда. Создаваемые людьми
материальные и духовные ценности, а также
сами общественные отношения уходят из-под
их контроля и начинают господствовать
над ними. «... Разделение труда, — писали
Маркс и Энгельс, — даёт нам также и первый
пример того, что пока люди находятся в
стихийно сложившемся обществе, пока,
следовательно, существует разрыв между
частным и общим интересом, пока, следовательно,
разделение деятельности совершается
не добровольно, а стихийно, — собственная
деятельность человека становится для
него чуждой, противостоящей ему силой,
которая угнетает его, вместо того, чтобы
он господствовал над ней» (там же, т. 3
с. 31).
Такое состояние может прекратиться
лишь при двух непременных
условиях: первое — когда средства
производства в результате социалистической
революции переходят из частной
в общественную собственность
и кладется конец стихийному
развитию общества; второе — когда
производительные силы достигнут
такой ступени развития, что люди
перестанут быть прикованными
к строго определённым орудиям
труда и видам деятельности, перестанут
быть непосредственными агентами
производства. С этим связаны
два коренных изменения: во-первых,
прекращается обособление людей
в труде, труд в полной мере
становится непосредственно общественным;
во-вторых, труд приобретает подлинно
творческий характер, превращается
в технологическое использование
науки, когда субъект выступает
рядом с непосредственным процессом
производства, овладевает, управляет
им и контролирует его. Это
два непременных условия достижения
подлинной свободы, всестороннего
развития и самоутверждения человека
как разумного существа природы.
Маркс указывал, что производительный
труд должен стать одновременно
и самоосуществлением субъекта.
«В материальном производстве
труд может приобрести подобный
характер лишь тем путем, что
1) дан его общественный характер
и 2) что этот труд имеет научный
характер, что он вместе с тем
представляет собой всеобщий
труд, является напряжением человека
не как определенным образом
выдрессированной силы природы,
а как такого объекта, который
выступает в процессе производства
не в чисто природной, естественно
сложившейся форме, а в виде
деятельности, управляющей всеми
силами природы» (там же, т. 46, ч. 2,
с. 110). Разумеется, специализация трудовых
процессов неизбежно будет продолжаться
вместе с расширением воздействия
людей на природу. Например, учёный-биолог
всегда будет отличаться по
объекту и роду деятельности
от учёного-геолога. Однако оба
они, как и все др. члены общества,
будут заниматься свободно избранным
творческим трудом. Все люди будут
сотрудничать, дополняя друг друга
и выступая как субъекты, разумно
управляющие силами природы и
общества, т. е. подлинными творцами.