Обеспечение инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является характеристика комплексного обеспечения инновационной деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие инновации и инновационной деятельности…………………….4
2. Комплексное обеспечение инновационной деятельности………………5
2.1 Правовое обеспечение………………………………………………….....5
2.2 Нормативно-методическое обеспечение……………………………….10
2.3 Финансовое и материальное обеспечение……………………………...10
2.4 Информационное обеспечение и статистика инноваций……………...12
2.5 Государственное регулирование инновационной деятельности…….14
Заключение …………………………………………………………………...17
3. Практическая часть. Решение задач. …………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

Ко второй группе относятся  объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня  сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»). Под «ноу-хау» обычно понимают:

- технологические, конструкторские  решения и секреты, не охраняемые  патентами, или нововведения, которые  могли бы быть защищены патентами,  но незапатентованы по тем  или иным причинам;

- конфиденциальные сведения  различного характера.

Основные признаки «ноу-хау»:

- неизвестность неопределенному  кругу лиц и отсутствие свободного  доступа к информации;

- наличие явных усилий  владельца «ноу-хау» по его  сохранению в секрете;

- коммерческая и промышленная  ценность соответствующей информации.

Неправомерное использование  «ноу-хау» влечет за собой имущественную  ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу  прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек.

Гарантом охраны «ноу-хау» выступают основы гражданского законодательства.

К третьей группе относятся  объекты, не определенные правами, регулирование  которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных  актов.

Основной правовой формой взаимоотношений научных организаций, заказчиков и иных потребителей научно-технической  продукции, включая министерства и  ведомства, является договор (на создание, передачу и внедрение научно-технической  продукции, оказание научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг), а также лицензионные и  иные соглашения, включая соглашения о совместной научно-производственной деятельности и участия в прибылях. Суть отношений, регулируемых данным договором заключается в том, что одна сторона (исполнитель) по заданию другого лица (заказчика) обязуется выполнить для него за определенную плату научную работу, результат которой переходит в собственность заказчика. При этом риск случайных неудач по договору несет исполнитель. Лицензионное соглашение - это договор о предоставлении прав на коммерческое и производственное использование изобретений, технических знаний, товарных знаков. Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару. Лицензия - это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) ЮЛ и ФЛ (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

 

 

 

2.2 Нормативно-методическое  обеспечение

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы  инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих  нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы  нижестоящего уровня не должны противоречить  документам вышестоящего уровня. Нормативно-методические документы могут быть следующих  видов:

- нормативные акты;

- стандарты;

- методики, положения, инструкции  и т.п.

В свою очередь стандарты  могут быть следующих видов: международный  стандарт, европейский стандарт, государственный  стандарт стран СНГ, государственный стандарт России, региональный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт организации и т.п.

 

2.3 Финансовое  и материальное обеспечение

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента  входят в систему ресурсного обеспечения. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций  является важным элементом государственной  научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Финансовое обеспечение  любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации  с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической  продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих  изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления.

Система финансирования выступает  одним из основных инструментов реализации государственной политики. Система  финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую. Принципы организации финансирования:

- четкая целевая ориентация  системы - ее увязки с задачей  быстрого и эффективного внедрения  современных научно-технических  достижений;

- логичность, обоснованность  и юридическая защищенность используемых  приемов и механизмов;

- множественность источников  финансирования;

- широта и комплексность  системы, т.е. возможность охвата  максимально широкого круга технических  новинок и направлений их практического  использования;

- адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку,  как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов  на динамично изменяющиеся условия  внешней среды с целью поддержания  максимальной эффективности.

Основные задачи финансирования:

- создание необходимых  предпосылок для быстрого и  эффективного внедрения технических  новинок во всех звеньях народно-хозяйственного  комплекса страны, обеспечения ее  структурно-технической перестройки;

- сохранение и развитие  стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях  развития;

- создание необходимых  материальных условий для сохранения  кадрового потенциала науки и  техники, предотвращения его утечки  за рубеж.

Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:

- государственные ассигнования;

- собственные средства  промышленных организаций, высших  учебных заведений;

- средства некоммерческих  организаций;

- кредитные ресурсы, частные  сбережения населения и иностранный  капитал.

Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:

- средства республиканского (местного) бюджета;

- собственные средства;

- средства внебюджетных  фондов;

- средства организаций  предпринимательского сектора;

- средства частных неприбыльных  организаций;

- средства иностранных  источников.

К перспективным источникам финансирования относят лизинг и  венчурное (рисковое) финансирование.

 

2.4 Информационное  обеспечение и статистика инноваций

Государственная система  научно-технической информации - совокупность научно-технических библиотек и  организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной  принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической  информации и взаимодействующих  между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Цель создания ГСНТИ - обеспечение  формирования и эффективного использования  государственных ресурсов научно-технической  информации (НТИ), их интеграции в мировое  информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции  и услуг.

К федеральным органам  НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение  и организацию использования  федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам  источников НТИ и направлениям науки  и техники, относятся:

- всероссийский научно-технический  информационный Центр Министерства  науки и технологий РФ;

- всероссийский Центр  межотраслевой информации Министерства  экономики РФ;

- российское объединение  информационных ресурсов научно-технического  развития Министерства науки  и технологий РФ;

- всероссийский Центр  научной и технической информации  Российской Академии наук и  Министерства науки и технологий  РФ;

- государственная публичная  научно-техническая библиотека Министерства  науки и технологий РФ;

- библиотека РАН;

- отраслевые библиотеки.

Международные стандарты  в статистике науки и инноваций - комплекс рекомендаций ведущих международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и  признанных в качестве международных  стандартов по статистики. Необходимость  стандартизации статистики науки и  ликвидации национальных различий в  практике учета показателей первоначально  возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания  работ по сбору и анализу соответствующей  информации.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную  деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим  разделам:

- инновационная активность  предприятий;

- источники информации  об инновациях;

- цели инновационной деятельности;

- затраты на технологические  инновации;

- исследования и разработки;

- количество совместных  проектов по выполнению исследований  и разработок;

- технологический обмен;

- методы поддержания и  увеличения конкурентоспособности  продукт- и процесс-инноваций;

- результаты инновационной  деятельности;

- факторы, препятствующие  инновациям.

 

2.5 Государственное  регулирование инновационной деятельности

К основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести: разработку и совершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных  преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной  сфере и введение её в хозяйственный  оборот, создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции.

Цель государственной  инновационной политики - развитие, рациональное размещение и эффективное  использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники  в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение  прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности  и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачи государственной  инновационной политики:

- обеспечение скоординированной  деятельности государственных органов,  хозяйственных и научных организаций  для реализации структурной перестройки  экономики

- обеспечение эффективного  использования научно-технического  потенциала для стабилизации  развития экономики на главных  направлениях, определяющих стратегию,  темп и пропорции развития  народного хозяйства и его  структурной сбалансированности

- сохранение научного  потенциала и обеспечение «прорывных»  исследований

- углубление специализации  и повышение надежности связей  по кооперации общественного  производства с наукоемкими технологиями

- перемещение центра тяжести  экономических реформ и стимулов  в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной  активности малого и среднего  бизнеса.

Основы инновационной  политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и  политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и  объекты управления, их права, обязанности  и ответственность.

Законодательство является основным регулятором инноваций  и научно-технической деятельности.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную  деятельность различают методы прямого  и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической  политики).

Информация о работе Обеспечение инновационной деятельности