Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:43, доклад
Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как организацию, которая приобретает факторы или услуги факторов
производства (коими могут быть труд, капитал, интеллектуальная собственность) и
организует их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги, то есть в те
товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует (не обязательно –
продает) другим экономическим агентам.
Неоклассическая теория фирмы
Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как организацию, которая приобретает факторы или услуги факторов
производства (коими могут быть труд, капитал, интеллектуальная собственность) и
организует их
трансформацию в некоторые
товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует (не обязательно –
продает) другим экономическим агентам. Таким образом, фирма работает в три этапа:
1. Собирает полезные эффекты факторов производства (труд, капитал,
материальные
активы, природные факторы
которая выражается в виде агрегированной производственной функции;
2. Трансформирует эту комбинацию в определенный набор благ, который
имеет ценность для кого-то вне фирмы;
3. Реализует эти блага, услуги, товары другим экономическим агентам
(семьям, другим предприятиям, государству).
Цели фирмы
Классическая форма фирмы имеет два ограничения.
1) Фирма действует на рынке в рыночных условиях, поэтому она никогда не
получает свои факторы производства безвозмездно. Она может их получить только
двумя способами: приобретя в собственность или взяв во временное пользование.
2) Фирма действует на рынке, и этот рынок характеризуется определенной
степенью конкурентности. В силу этого, для нее внешним образом заданы цены на те
факторы, которые она привлекает, и на ту продукцию, которую она поставляет на
рынок.
На основании общей характеристики фирмы невозможно сформулировать ее
внешнюю цель, а
введя два вышеназванных
Таковой целью является максимизация прибыли - чистого валового дохода, который
задается несколькими параметрами. Конкуренция требует от фирмы работать по
наиболее эффективному
пути использования имеющихся
извлечь максимальный чистый доход, чтобы хозяева фирмы могли его либо
инвестировать, либо потребить. Других способов выживания, кроме извлечения
максимального чистого дохода у коммерческой фирмы нет. Его извлечение возможно
в двух вариантах: или это извлечение дохода прямо сейчас; или это извлечение дохода
в некотором отсроченном периоде (в том числе постоянное извлечение дохода за
вычетом отчислений на капитализацию фирмы, ибо ее владелец рассматривает также
возможность ее будущей продажи). В любом случае мы говорим о прибыли в
краткосрочном или долгосрочном периоде.
Итак, в рамках неоклассического взгляда на фирму, она представляется черным
ящиком, на входе которого – потребляемые ресурсы, а на выходе – произведенные
блага. Из всего набора доступных производственных возможностей лицо,
принимающее решения (менеджер), выбирает ту, которая соответствует целям фирмы –
максимизирует прибыль ее владельцев. Таким образом, между менеджером и
владельцами фирмы
абсолютно гармоничные
достигать эффективных
результатов.
Недостатки неоклассического подхода
Неоклассический подход к природе фирмы достаточно схематичен, и его предпосылки очень часто расходятся с реальностью. Перечислим некоторые недостатки неоклассического подхода. Прежде всего, данный подход игнорирует вопросы о том, как устроено
производство внутри фирмы, что заставляет наемного менеджера действовать в
интересах владельцев фирмы, и каким образом достигается поставленная цель
максимизации прибыли.
Также к недостаткам
неоклассической теории фирмы относят
ряд ее опорных предпосылок –
заданность условий деятельности (совершенство/симметричность
информации, полная рациональность поведения,
стабильность цен), отсутствие альтернативности
в выборе решений.
Неоклассическая теория не отвечает на вопросы, почему происходят
слияния и поглощения, почему некоторые фирмы предпочитают работать автономно, а
некоторые объединяются между собой, т.е. она не дает ответа на вопрос, что
определяет
фирму и ее границы. Эти и другие
недостатки неоклассической теории заставили
ученых-экономистов искать новые направления
в анализе сущности и механизма реализации
фирмы. Таким направлением стал неоинституционализм.