Научные школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:39, доклад

Описание работы

Несмотря на то, ученые выделяют множество подходов в управлении, можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

1. Школа научного управления.

2. Административная или классическая школа.

3. Школа человеческих отношений.

4. Математическая школа управления.

Такая классификация условна, ибо в рамках каждой из названных школ можно выделить целый ряд направлений, причем все они взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Работа содержит 1 файл

менеджмент 2.docx

— 22.20 Кб (Скачать)
 

     1. Характеристика школ менеджмента

     Несмотря  на то, ученые выделяют множество подходов в управлении, можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

     1. Школа научного управления.

     2. Административная или классическая  школа.

     3. Школа человеческих отношений.

     4. Математическая школа управления.

     Такая классификация условна, ибо в  рамках каждой из названных школ можно  выделить целый ряд направлений, причем все они взаимосвязаны  и взаимно обусловлены.

     1.1 Школа научного направления

     Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической  и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915). Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями школы научного управления можно считать Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантта, К. Барта и др. Создатели школы научного управления исходили из концепции, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

     Формирование  школы научного управления базировалось на нескольких основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента. Ф.У. Тейлор, которого можно отнести к этой школе выделял несколько принципов:

    • Научный отбор работника
    • Научное обучение рабочего
    • Специализация работы
    • Важность побудительных мотивов зарплаты
    • Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими

    Эти принципы стали основополагающими, и с течением времени они дополнялись  и совершенствовались другими школами. 

     1.2 Административная или классическая школа менеджмента

    Развитие  административной школы происходило  по двум направлениям – рационализация производства и исследование проблем  управления. Главная забота представителей классической школы – добиться эффективности  работы всей организации в целом. Цель этой школы – создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху (можно выделить работы Х. Эмерсона (1853–1931), А. Файоля (1841–1925), Л. Урвика (1891–1983), М. Вебера (1864–1920), Г. Форда (1863–1947).

    Приверженцы классической школы, не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в значительной степени  исходили из личных наблюдений. «Классики» старались определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

    Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. «Классики» были уверены в том, что могут определить лучами способ разделения организации на подразделения или рабочие группы (финансы, производство и маркетинг). Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех нор, как Файоль впервые их сформулировал.

    • Разделения труда.
    • Полномочия и ответственность.
    • Дисциплина.
    • Подчинённость личных интересов общим
    • Единство направления
    • Единоначалие.
    • Вознаграждения персонала
    • Централизация
    • Скалярная цепь
    • Порядок
    • Справедливость
    • Корпоративный дух.
    • Инициатива
    • Стабильность рабочего места для персонала.
 

     1.3 Школа «человеческих отношений»

     Школа «человеческих отношений» явилась  попыткой менеджмента рассматривать  каждую организацию как «социальную  систему». Основоположник этой школы  Э. Мейо (1880–1949) считал, что задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые влияют на результаты деятельности. По определению одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложную сеть социальных связей, типов членства и центров. У. Френч и Ч. Белл, например, сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней – формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.

     В рамках школы «человеческих отношений» сформирован целый ряд теорий. Например, «Теория Х» и «Теория У» Д. Макрегора (1906–1964). в книге «Человеческая сторона предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих положения. В «Теории Х» говориться о том, что средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда. А в «Теории У» говориться о том, что средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Особый интерес представляет теория мотивационной гигиены Ф. Герцберга, изложенная в его книге «Труд и сущность человека» (1960 г.). В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу, автора книги «Мотивация и личность» (1954) (физиологическая потребность, потребность в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоуважении).

     Однако многие считали, что у этой школы есть значительные недостатки (мейонисты считали, что утрачена возможность осознания специфики больших социальных и технологических систем; смешение цели и средства).

     Первым, кто соединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку, был П. Дракер. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления.  

     1.4 Математическая школа менеджмента

     Математическая  школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов  менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем. Исследование операций в области менеджмента – это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы книги «Основы менеджмента» указывают, что ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Научные школы менеджмента