1
Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад
в науку отнюдь не ограничен введением
термина «социология», неожиданно резко
противопоставил новую дисциплину философии.
Основная идея Конта — отделение «науки»
от «метафизики» и теологии. По его мнению,
истинная наука должна отказаться от «неразрешимых»
вопросов, т. е. таких, которые невозможно
ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь
на факты, доступные эмпирическому наблюдению.
Конт настаивал на исследовании взаимосвязей
факторов, их функционирования в рамках
больших целостно-стей, больших систем.
Высшим видом систем он полагал общество,
человечество. Социологическая теория
Конта состоит из двух частей: «социальной
статики» и «социальной динамики». Основной
интерес французского мыслителя направлен
на динамику. Первичный фактор социальной
динамики — духовное, умственное развитие.
К вторичным Конт относил климат, расу,
среднюю продолжительность человеческой
жизни, прирост населения, обусловливающий
разделение труда и пробуждающий развитие
интеллектуальных и моральных черт человека.
Предметом исследования
О. Конта было общество, неразрывно
связанное с послереволюционной
ситуацией в социальных отношениях,
в сфере порядка и прогресса.
Это напряжение, которое тогдашняя
общественность воспринимала как
два вида закономерностей «естественной»
системы общества, представленных
как две части социологии —
социальная статика и социальная
динамика. Социальная статика имеет
дело с порядком, который понимается
как гармония элементов, основывающихся
на отношениях общности. Социальная
статика выделяет «структуру
коллективного существа» и исследует
условия существования, присущие
всем человеческим обществам,
и соответствующие законы гармонии.
Эти условия касаются индивида,
семьи и общества. Семейные отношения
и разделение труда — это
основные отношения общественного
порядка. Общественный консенсус
в теории Конта — «основная
идея социальной статики». Основной
же закон социальной динамики
(«закон прогресса») заключается
в том, что каждый подъем
духа вызывает — в силу всеобщего
консенсуса — соответствующий
отклик во всех без исключения
общественных областях — искусстве,
политике, промышленности. 12 Дух везде
играет руководящую роль, образуя
силовой центр социальной эволюции.
Развитие и состояние общества,
по Конту, определяют не материальные
изменения, а духовно-моральные
условия и отношения между
людьми. О. Конт считал, что историческая
логика развития науки состоит
в переходе к наукам более
высокого порядка, каждая из
которых имеет предшествующей
необходимую предпосылку: математика
—> астрономия —» физика —>
химия —> биология —> социология. Позитивистская
доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена
против умозрительного теоретизирования
социальной философии и философии истории,
на создание «позитивной социальной науки»
столь же доказательной и общезначимой,
как естественнонаучные теории, основанные
на фактах в их связи, изучаемых методами
наблюдения, сравнения, эксперимента,
точного измерения. Позитивисты рассматривали
общество как эво-люционизирующий социальный
организм, законы которого имели общность
с природными. Социологию Конта можно
рассматривать как попытку понять устройство
общества, его политико-динамическую структуру
с помощью научных методов. На формирование
такого образа общества большое влияние
оказал опыт революции; прагматический
проект общественного устройства утверждался
на научном прогрессе. Наука должна была
заменить собой произвольный авторитет
королей и стать основой для разумного
общественного порядка. Научное знание,
согласно представлениям Конта и его предшественников
— ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.),
выступает в качестве единого целого.
Законы природы должны распространяться
и на человеческое общество. Единство
всех наук раскрывает единство законов.
Контовская социология является положительной
наукой, подобной естественным наукам.
Огюст Конт может считаться основателем
социологии, поскольку он не только занялся
изучением общества и социальных вопросов,
но и создал проект систематики наук и
определил в ней место социологии, что
послужило основой для будущей академической
институционализации социологии как отдельной
науки.
Две идеи, берущие
начало в работах О. Конта,
четко просматриваются в ходе
развития социологии: 1) применение
научных методов для изучения
общества; 2) практическое использование
науки для осуществления социальных
реформ.
Главные произведения
О. Конта: «Курс позитивной
философии» (1842), «Система позитивной
политики» (1850—1854).