Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основании теоретических и практических данных раскрыть антикризисную стратегию предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические вопросы по антикризисному управлению предприятием.
2.Провести анализ антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь».
3.Предложить пути усовершенствования стратегии завода.
Введение……………………………………………………………………….4
1.Антикризисная стратегия предприятия………………………………………...6
1.1 Кризис предприятия: понятие, формы, причины……………………………6
1.2.Этапы разработки и реализации антикризисной стратегии организации………………………………………………………………………..10
Виды стратегических альтернатив предприятия………………………….…23
2.Антикризисная стратегия ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……27
Характеристика ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………..27
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………………………….
2.3.Анализ процесса разработки и организации антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………32
3.Направления совершенствования антикризисной стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………...38
Список литературы…………………
Содержание
Введение………………………………………………
1.Антикризисная стратегия предприятия………………………………………...6
1.1 Кризис предприятия: понятие, формы, причины……………………………6
1.2.Этапы
разработки и реализации антикризисной
стратегии организации…………………………………………………
2.Антикризисная стратегия ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»……27
2.3.Анализ
процесса разработки и организации антикризисной
стратегии ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»………………………………………
3.Направления
совершенствования антикризисной стратегии
ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
…………………………………………………………………..40
Введение
В данное время Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Рыночная экономика - результат длительного исторического процесса. Задачами на данном этапе являются: достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства; изменение стереотипов создания и поведения; подготовка кадров новой формации; разработка стратегии управления.
С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь чуть более 10 лет. Естественно, за столь короткий срок объективно не могла появиться новая политика менеджмента в России.
За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. Это проблемы: подготовки менеджеров в соответствии с мировыми стандартами; понимание сущности менеджмента российскими руководителями; неспособность принимать решения; низкий профессионализм и много ещё серьёзных, требующих большого внимания, проблем. Руководители должны исправлять недостатки, присущие отечественному рыночному механизму. Главное - конкурентоспособность. И развиваться будем в системе мирового рынка». Это и есть одна из самых серьёзных проблем в этот переходный период.
Самой большой ошибкой современных менеджеров является то, что очень мало времени уделяется вопросам общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, созданию условий для профессиональной подготовке работников, привлечению работников к управлению производством.
Цель данной курсовой работы - на основании теоретических и практических данных раскрыть антикризисную стратегию предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические вопросы по антикризисному управлению предприятием.
2.Провести
анализ антикризисной
3.Предложить
пути усовершенствования
Объектом
исследования для данной курсовой работы
является ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»,
так как он до недавнего времени находился
в очень трудной ситуации и для настоящей
курсовой работы предоставляются обширные
возможности в отношении анализа стратегии
управления заводом.
1.
Антикризисная стратегия
предприятия
1.1
Кризис предприятия:
понятие, формы,
причины
Кризис
в широком смысле слова означает
смену повышающейся тенденции развития
понижающейся. Он является неотъемлемой
характеристикой рыночной экономики.
Исходя из этого посыла, любое управление
является антикризисным, а содержание
и методы эффективного (обычного) и антикризисного
управления не отличаются.
Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно
найти специфическое определение антикризисного
управления. Следовательно, необходимо
"заузить" понятие кризиса, для чего
дифференцировать его фазы.
Фазы кризиса отличаются содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.
Первая
- снижение рентабельности и объемов
прибыли (кризис в широком смысле).
Следствием этого является ухудшение
финансового положения
Вторая - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.
Третья - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.
Четвертая - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.
Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение неплатежеспособности. Именно эта ситуация, по нашему мнению, и должна быть объектом антикризисного управления. Остановимся на определении неплатежеспособности подробнее.
Экономическая формула кризиса. Здесь рассматривается кризис как непосредственная угроза выживанию предприятия. Имеется два аспекта - внешний и внутренний.
Внешний
заключается в способности
Внутренний
- в способности обеспечить объем
оборотных средств, требуемых для
ведения хозяйственной
Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.
Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья А составляет 10 млн. руб., тогда как на складе его имеется лишь на 8 млн., то ТХП составляет 2 млн. руб. Если же сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах отсутствует ("отрицательной" потребности при этом не возникает).
Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Например, в химии и металлургии существует минимальный технологически допустимый объем производства, а для металлообработки нет. Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия).
Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.
Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена к денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь).
Во- вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальных сроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции - мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.
Таким образом, стандартная логика экономического и финансового расчета здесь неприменима. При расчете денежных и эквивалентных им средств предприятия принципиальное значение имеют два фактора - структура потребностей предприятия (сырье, материалы, денежные средства) и время, в течение которого эти потребности должны быть удовлетворены.
Фактор времени. Время всегда имеет экономическую цену, однако в условиях кризиса она рассчитывается на совершенно иных основаниях, чем, скажем, при анализе инвестиционного проекта. Так, просроченный платеж на сумму 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) через 3 мес. может обернуться обвалом всех обязательств предприятия, даже тех, которые должны быть погашены через несколько лет. Это обстоятельство определяет цену каждого дня из этих 90, т.е. возникает своего рода "релятивистский эффект".
Цена
времени учитывается в
Другой
важный, в том числе с психологической
точки зрения, аспект фактора времени
в условиях кризиса заключается в том,
что у "падающего" предприятия нет
будущего. Если через 3 мес. предприятие
окажется ответчиком по арбитражному
процессу о банкротстве, то любые планы
приобретают абстрактный характер. Если
предприятие преодолеет кризис, тогда
у него появится будущее, причем значительно
отличающееся от "докризисного",
которым необходимо пожертвовать для
спасения.
1.2
Этапы разработки и
реализации антикризисной
стратегии организации
В
развитии любой организации существует
вероятность наступления