Налоговый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:56, доклад

Описание работы

Налоговый менеджмент – это совокупность принципов, форм, приемов и методов целенаправленного воздействия на объект в целях реализации налоговой политики. При этом объектом является отношения, возникающие между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов и обязательных платежей.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 116.49 Кб (Скачать)

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ  НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Налоговый менеджмент – это совокупность принципов, форм, приемов и методов целенаправленного воздействия на объект в целях реализации налоговой политики. При этом объектом является отношения, возникающие между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов и обязательных платежей.

Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Налоговый менеджмент – это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро– и микроуровне. (Барулин С.В)

 

2 СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

НАЛОГ:

  1. Как экономическая

категория

- изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

На макроуровне  налоги – это доля произведенного ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функции.

На микроуровне – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

  1. Как юридическая

категория

- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  1. Как социальная

категория

- один из рычагов общественного управления при формировании и развитии социальной системы. В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных и социальных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические и социальные интересы: государственные, коллективные и индивидуальные, что потребовало в исследовании не только экономического и правового подходов к налогу, но и подхода с позиции социологии, изучающей отношения между системой налогообложения, государством и обществом.

  1. Как цена

услуг государства

- взимаемые государством налоги - это «цена», уплачиваемая налогоплательщиками за услуги, оказываемые государством. Именно эта «цена» в наибольшей степени определяет социально-экономическую направленность налоговой политики государства.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ:

  1. Фискальная

- изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели

  1. Стимулирующая

- при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

  1. Регулирующая

- регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

  1. Распределительная и перераспределительная

- при  помощи  налога распределяет и  перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

  1. Социальная  функция

- за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц

  1. Контрольная

- при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.  Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб

 

НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

На макроуровне

На микроуровне

        Определение

(ГНМ) представляет собой систему  управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ

(КНМ) это составная  часть управления финансами экономического субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий.

 

Объект

входящие и исходящие  налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование

входящие и исходящие налоговые потоки

 

Субъекты

органы государственной  законодательной и исполнительной власти

налогоплательщики

Цели: укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста

государство заинтересовано в росте налоговых поступлений

 В уменьшении налоговых платежей

 Задачи

- анализ и оценка с  налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

- обеспечение оптимального  ценового равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ (выгод, услуг), рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

- разработка налоговой  концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

- принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений  в области определения оптимальных  параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

- разработка по доходной  и расходной части среднесрочного  и текущего налогового бюджета,  управление его исполнением и  мониторинг;

– обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления;

– эффективное использование  налоговых доходов и налоговой  прибыли;

– оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков;

– обеспечение роста налоговой  прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;

– минимизация налоговых  рисков при заданном объеме налоговой прибыли;

– достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления;

– внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования;

– повышение эффективности мер  налогового регулирования и налогового контроля;

– другие задачи.

 

 

Принципы

- взаимосвязь с общей  системой управления экономикой  и финансов;

-комплексный и стратегический  характер принимаемых управленческих  налоговых решений;

- динамизм налогового  управления;

-многовариантность подходов и управленческих решений;

- учет фактора риска  при принятии решений.

-Платить минимум из положенного;

-Осуществлять уплату  налога в последний день установленного  периода;

-Использовать варианты  снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

-Использовать льготные  режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

Не допускать повышенного  налогообложения путем использования специальных учетных методов.

 

 

 

 

 

 

Налоговый менеджмент как процесс принятия решения.

Управленческое решение  предполагает определение цели, задач  и программы действий, или их корректировку. При принятии решений важно учитывать изменение и реакцию внешней среды (для государства – поведение налогоплательщиков и предложение ими объектов налогообложения; для предприятий-налогоплательщиков – изменение налогового законодательства и спроса на налоги). Субъекты налогового менеджмента должны приспосабливаться к внешней для них среде на основе обратной связи.

      Менеджерские  решения принимаются на основе  обработки и анализа информации. Вместе с постановкой цели  информационное обеспечение составляет  важнейший этап технологии налогового  менеджмента как процесса принятия  управленческого решения

НМ как система  управления

 

Взаимодействие субъекта и объекта налогового менеджмента осуществляется через постановку стратегических и тактических целей. Это центральное звено системы управления, от которого зависит выбор налоговых форм, методов и инструментов менеджмента. Эффективность налогового менеджмента и определяется, прежде всего, достижением управленческих целей.

Цели определяются субъектом  налогового менеджмента исходя из конкретных условий его функционирования и внешней среды, а также качественного состояния налогового процесса.


 

3 ФУНКЦИИ И  ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

МинФин

Выработка гос.политики, нормативно-правовое регулирование налоговой деятельности

Разработка и утверждение налоговых деклараций, расчетов по налогам, разъяснения по применению налогового законодательства

ФНС

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

• обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;

• обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а  также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;

Президент РФ

Определение основных направлений  налоговой политики РФ, направления  реформирования налоговой системы

Правительство

Разработка и проведение в исполнение конкретных мер и законопроектов в целях реализации налоговой политики РФ. Реализация принятого порядка уплаты налогов и сборов.

Казначейство

осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета  и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках

Счетная палата

-организация и проведение  оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

-проведение комплексных  ревизий и тематических проверок  по отдельным разделам и статьям  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-подготовка и представление  в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;


 

 

4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ  И КОНТРОЛЯ

 

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НМ

КОРПОРАТИВНЫЙ НМ

налоговое планирование

цель его — формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

осуществляется в рамках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его — оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов.

налоговое регулирование

цель регулирования - уравновесить общественные, корпоративные и частные  экономические интересы. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка и рассрочка  налогового платежа, налоговые вычеты и др.), а также синтезом их со всеми  методами государственного регулирования  экономики (ценообразование, тарифы, регулирование  денежного обращения и др.). При  этом особое значение имеют налоговые  льготы и налоговые санкции. Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и, как  следствие,  эффективность налоговой политики, широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например, через применение упрощенной системы налогообложения).

налоговый контроль

обязывает налогоплательщиков правильно  формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства

обеспечивает достоверность учета  налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налогов, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов


 

 

 

 

5 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ  КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Ситуационный  метод. Схема.

             

По статусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с Налоговым кодексом определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняются ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле предприятия.

Согласно уставу предприятия  и на основе Гражданского кодекса  РФ образуется система договорных отношений  фирмы с учетом сформированного  налогового поля.

Подбираются типичные хозяйственные  операции, которые предстоит выполнять  предприятию в своей повседневной практике или совершать эпизодически.

Разрабатываются различные  ситуации с учетом уже выполненных  налоговых, договорных и хозяйственных  наработок, охватывающие самые разнообразные  стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок.

После этого из оптимальных  ситуационных блоков хозяйственных  операций составляется реальный журнал хозяйственных операций, который и служит основой бухгалтерского учета.

При анализе различных  ситуаций сопоставляются полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями.

 

Балансовые  методы

Метод микробалансов

Рассмотрим примеры составления  простого и замкнутого микробалансов.

Ситуация 1. Предприятие не имеет средств на оплату труда. Оно делает заем по учредителям и собирается выплатить эти заемные средства сотрудникам (5 человек). Сделать это оно может путем начисления заработной платы или путем оформления материальной помощи.

Согласно 25 главе Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» заработная плата относится на расходы, связанные с исчислением налога на прибыль (на себестоимость продукции),  а материальная помощь – нет. Она выплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Согласно 24 главе Налогового кодекса «Единый социальный налог» в налоговую базу при исчислении ЕСН не включаются выплаты, производимые из прибыли, остающейся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль. Напишем совокупность бухгалтерских проводок для обоих вариантов.

Первый вариант 

Д 50 – К 66  30 000 – получен  краткосрочный заем в кассу;

Д 20 – К 70  30 000 – начислена  заработная плата сотрудникам;

Д 70 - К 68 (субсчет НДФЛ) 3 640–  удержан налог на доходы физических лиц (с учетом налогового вычета на каждого сотрудника в размере 400 руб.);

Д 20 – К 69  7 800 – начислен социальный налог по ставке 26%;

Д 70 – К 50  26 360 – выплачена  заработная плата;

Д 51 – К 50  3 640– сдан в банк остаток суммы из кассы;

Д 68 (субсчет НДФЛ) – К 51 3 640– перечислен НДФЛ.

Второй вариант

Д 50 К 66 - 30000 – получен краткосрочный заем в кассу;

Д 99 К70 - 30000 – начислена материальная помощь большинству работников;

Д 70К 68 (субсчет НДФЛ) 3 640 – удержан налог на доходы физических лиц;

Д 70 – К 50  26 360 – выплачена  материальная помощь;

Д 51 – К 50  3 640 – сдан в банк остаток суммы из кассы;

Д 68 (субсчет НДФЛ) – К 51 3 640 – перечислен НДФЛ.

 

 

Комбинированный балансовый метод

 

Начальным блоком комбинированного метода является договорная система, в  которой сосредоточены юридические  нормы и правила. Они кодируются с помощью бухгалтерских проводок. Система договоров увязывается  с блоком операций (с одной стороны) и с налоговой системой (с другой стороны). Блок операций содержит в  себе совокупность приемов кодировки  разнообразных хозяйственных действий и ситуаций в виде бухгалтерских  проводок. Налоговая система тоже отображается комплексом бухгалтерских  проводок. Оба указанных блока  с помощью специального алгоритма  формируют замкнутую систему  хозяйственных операций, позволяющую  получать финансовый результат в явном виде. За блоком финансового результата следует блок анализа и прогноза, в алгоритм которого заложена система принятия решения. Для проверки степени оптимальности решения и учета случайных и статистических воздействий в схему метода включается блок случайных величин.

В общем виде работа алгоритма  комбинированного метода строится следующим  образом. Вариант системы договорных отношений с помощью блоков операции и налоговой системы сводится к замкнутой системе хозяйственных  операций. Рассчитывается ее баланс при выборных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по размеру чистой прибыли. Если результаты анализов удовлетворяют исследователя, то: либо на этом расчеты прекращаются, либо они дополнительно проверяются на воздействия случайных или статистических величин и параметров. При неудовлетворительных результатах принимается решение об изменении условий хозяйствования или договорных отношений и исследования продолжаются.

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Элемент

Его характеристика

Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними

Строгое соответствие нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Данные бухгалтерского учета и отчетности должны давать необходимую информацию для налоговых целей.

Учетная политика

Это определенные принципы, правила  и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. Это документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные  методы бухгалтерского и налогового учета. Например, выбор метода начисления амортизации.

Налоговые льготы и организация сделок

Далеко не все хозяйствующие  субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы, устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

Налоговый контроль

Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководства организации. Снижению ошибок способствует внутренний контроль налоговых расчетов. Организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов.

Налоговый календарь

Необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей.

Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии

Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в том  числе по налогам) оказалась вся  структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и  устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Льготные режимы налогообложения

Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России.

Имитационные финансовые модели

Они позволяют менеджеру  управлять значениями одной или  нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели (известные как модели «что-если») имитируют экономический эффект от всевозможных предположений (действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики). В настоящее время существуют такие программные продукты для поддержки управленческих решений в организации, как Project expert, COMFAR, Аналитик, Альт-Прогноз и др. Каждый из этих продуктов содержит налоговый модуль, который позволяет осуществлять расчеты финансовых показателей с учетом платежей по основным налогам, а также оценивать величину налоговых рисков.

Отчетно-аналитическая  деятельность налогового менеджмента

Любая компания должна располагать  информацией за несколько лет  о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п.

Информация о работе Налоговый менеджмент