Автор: Елена Семина, 23 Ноября 2010 в 05:21, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Введение 3
1. Понятие национальной экономики 7
1.1 Цели национальной экономики 7
1.2. Занятость населения, как фактор экономики 8
1.3. Структура национальной экономики, ее виды 10
2.Система и виды макроэкономических пропорций 13
2.1. Пропорции в развитии совокупного спроса и совокупного предложения 13
2.2. Проблемы сбалансированности национальной экономики 20
2.3. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики 20
Вывод 30
Список литературы 33
- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования должны соответствовать процессам и тенденциям развития реальной экономики.
К
числу методологических принципов
прогнозирования следует отнести формирование
комплекса, системы прогнозов. Для современной
внутриполитической обстановки нашей
страны нельзя прибегать только к реализации
одного прогноза, например экономического
прогноза перехода к рынку, необходима
проработка и составление политического
прогноза, прогноза развития национальных
суверенитетов, демографического и т.д.
Комплексность в состоянии обеспечить
большую надежность выполнения прогнозов.
Для методологии современного прогнозирования
характерным является то, что она должна
быть тщательно адаптирована к новым для
народного хозяйства рыночным
механизмам.
Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
Следовательно, тезис, сформулированный в первые годы реформирования экономики, о способности рынка ускорить структурное и технологическое обновление экономики РФ с помощью рыночных механизмов и стимулов перелива капиталов в перспективные отрасли на практике не оправдался.
Данные статистики свидетельствуют не только не об улучшении, а, наоборот, об ухудшении даже дореформенных параметров структуры российской экономики. В результате проведения экономической реформы выделились три группы отраслей и производств, отличающиеся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках:
1)
экспортно-ориентированные
2)
отрасли, обладающие большим
3)
отрасли, характеризующиеся
Основные методы промышленной политики для этих отраслей — защитные меры, импортные тарифы, допускаемые международными нормами.
Структурная политика государства в промышленно развитых странах включает систему мер правительства, направленных на перераспределение ресурсного потенциала для создания, развития и качественного обновления базы экономического роста. Она основывается на системе национальных приоритетов структурных преобразований промышленности и концентрации ресурсов, включая капиталы, по приоритетным направлениям. Экономический рост при этом обеспечивается переливанием ресурсов и капиталов из убыточных видов деятельности в прибыльные.
Надежды на то, что сырьевой экспорт России может сформировать фонд накопления для последующей модернизации обрабатывающей промышленности, оказываются иллюзорными. Значительная часть валютной выручки, полученной коммерческими организациями, прежде всего от экспорта сырья и энергоносителей, поступает на счета в зарубежные банки. Доля оседающих в зарубежных оффшорах доходов от специального нефтеэкспорта, по многочисленным оценкам, достигает 70-75% объема сделок.