Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:12, доклад
Муниципальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.
Ярким примером успешного
использования в
Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.
Природа развития фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей, которые и определяют направленность развития. Если такая направленность положительна, то говорят о прогрессе, а если отрицательна, — то о регрессе или о деградации.
Управление развитием становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономических изменений. Особенно ярко ускорение социально-экономического развития организаций, стран и сообществ проявлялось в XX в. Увеличивалась скорость распространения информации, формировались новые социально-экономические связи, время «сжималось», соответственно темпы социально-экономического развития увеличивались.
В начале XXI в. страны и народы, компании и организации, лидеры и менеджеры сталкиваются с необходимостью самообновления, так как темпы научно-технического и социального прогресса продолжают ускоряться. Неуклонное обновление мира требует от людей собственного постоянного развития, чтобы успевать за вечно ускоряющимся потоком нового.
В практике муниципального управления приходится решать множество текущих проблем и, как правило, это проблемы функционирования. Вопросы перспективы, т.е. вопросы развития, при этом отходят на второй план. В то же время, стратегически не решая перспективные проблемы, мы обрекаем себя на ухудшение ситуации в будущем.
Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования, как нечто зафиксированное и устоявшееся. В последнее время среди специалистов стало преобладать новое понимание стратегии как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной, стратегии. Последняя определяется в первую очередь шаблонами, моделями в потоке решений и действий, она является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий. Новое понимание стратегии обусловлено высокой степенью изменчивости современного мира: будущее непредсказуемо; определенности нет ни в чем; нет достоверных прогнозов; цели подвижны так же, как и внешние условия. Поэтому детальные стратегии не могут быть заранее выстроены. Часто их приходится корректировать по ходу дела. Секрет успеха ¾ не в предвидении будущего, а в создании организации, которая могла бы процветать в непредсказуемом будущем.
Стратегия ― это общее направление развития. Если его нельзя указать точно, то все равно полезнее иметь не вполне четкое направление развития, чем никакого. Даже недостаточно четкое, но понятное общее направление можно воплотить в тактических шагах и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.
Компонентами стратегического управления (рис. 8.1) являются: стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль.
Рис. 8.1. Составные элементы стратегического управления
В мировой практике в системе стратегического управления получает широкое распространение новый метод контроля — бенчмаркинг. Это особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций. В рамках бенчмаркинга осуществляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение методам их работы и реализация передовых методов в собственных условиях. В процессе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, ищется ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры для удовлетворения потребностей клиентов.
Руководители коммерческих фирм, управляющие организациями общественного сектора и государственные служащие многих стран используют бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы, а также для передачи передового опыта управления успешно действующих организаций.
Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов.
Национальные и местные
правительства многих стран мира
ищут способы уменьшить расходы,
увеличить эффективность
Качество предоставляемых услуг становится центральным моментом в работе многих органов местного управления и местных органов власти. Достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предполагает процедуру внешнего аудита.
Таким образом, цикл стратегического управления (рис. 8.2) состоит из стратегического планирования, в рамках которого определяются цели, проводитсяSWOT-анализ, разрабатываются стратегия и способы ее реализации, построенные на философии организации, ее оргструктуре, подготовленности персонала, организации деловых процессов и стратегического контроля.
Рис. 8.2. Цикл стратегического управления
После того как стратегия
выбрана, она реализуется и
Таким образом, особенностью
современной парадигмы
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В настоящее время в России наиболее невостр бованными и ослабленными оказались ресурсы территории, прежде всего такие, как социально-экономические, научно-технические, духовно-культурные. Поэтому для выхода из кризиса перво чередной задачей российского общества является подъем территорий, максимальное включение «реги нального фактора» в процесс возрождения Отечества. Однако это только тенденция, которая пробивается через экономическое, социальное, политическое, культурное и национально-этническое напряжение во взаимо тношениях центра и территорий. Наиболее действенным средством снятия этого напряжения, на наш взгляд, может стать муни ипальный менеджмент. Его принципы позволяют поднять управ енческий статус территорий, правильно распределить полномочия и ресурсы, властные полномочия. Настало время понять: человек всегда живет на определенной территории (в данном городе, поселке), в местном сообществе реализуются его важнейшие потребности, определяющие качество жизни каждого гражданина. Задача центра — не мешать этому процессу, а создавать наилучшие условия для сбаланси ованности центральных и местных интересов. В этом корень проблемы.
Целес образная хозя ственная жизнь в местном сообществе, мног образная жизнеде тельность проживающих здесь людей не могут регул роваться сверху. Главная задача центрального управления — не мешать местному сообществу развивать местное хозяйство, создавать условия и систему мотиваторов для налаживания социальных связей, улучшения самочувствия людей, их психического и физического здоровья. Мировой и отеч ственный опыт показывают, что никто лучше проживающих там людей свои проблемы не решит. Однако существующая в России вертикаль центральной власти парализовала как социально-экономическую, так и духовно-культурную деятельность в этой первичной ячейке жизни людей. Возрождение местного хозяйства, социальных связей, культуры в местном сообществе, формирование любви к своему краю— центральное звено в концепции муниц пального менеджмента и его идеологии корпоративизма.
Местное сообщество, сохраняющее теплоту чело еческого общения, непосре ственного взаимодействия, эконо ического в особенности, несущее не только правовую, но и моральную ответственность, содержит в себе огромный потенциал развития, допол ительный запас творческой энергии. К сожалению, приходится констатировать, что в России жесткий всепр никающий централизм и бюрократизм привели к разрушению местного хозяйства сообществ, поселков, малых городов, парализовав здесь сферу социального взаим действия людей, их волю к творчеству, культурному и межли ностному общению.
Эта уникальная сфера может быть восс ановлена прежде всего путем развития и оздоровления местного хозяйства и разв ртывания реального местного самоуправления. Муни ипальные образования (МО) — это место совместного проживания людей, объединяющее сообщество в систему, состоящую из элементов (экономика, культура, политика и социальные отношения), функци нирование которых направлено на достижение основной цели— рост качества жизни каждого человека. МО можно расс атривать и как корпорацию людей, реализующую свои корп ративные интересы, обладающую правами и обязанностями, промышленно-финансовыми структурами, которые при определенных условиях управления могут быть самодостаточными.
Население-акционеры передают управление собст енностью менеджерам и совету директоров, делегируя им право принятия оперативных решений по целому ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принц пиальной важности. В условиях, когда корпорация основана населением (акционерами) муниц пального образования, каждый владеет хотя и незначительной, но равной для всех частью ее капитала.
В развитии нуждается прежде всего эта клеточка жизнеде тельности общества, от которой и пойдут потоки всех инноваций; здесь открыты источники и резервы творческого саморазвития общества, зарождения инно ационных технологий его преоб азования с помощью муниц пального менеджмента.
Чтобы каждый человек был субъектом управления, участвовал в делах сообщества и стал активным носителем права и полити-
ческих отношений, он прежде всего должен стать сознательным его членом. Именно отсюда и начинается реализация его гражданских прав, прав на совместное владение и распоряжение собственностью, удовл творение коренных жизненных запросов.
Информация о работе Муниципальный менеджмент как область практики