Моя профессия менеджер

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:32, реферат

Описание работы

Работа менеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого выстраивается обучение. Подтверждением этому служит оценка выпускников школ бизнеса, основанная на их годовой зарплате, что является естественным и объективным измерителем качества обучения, содержания учебной программы и самих школ бизнеса в целом.

Содержание

Введение 3
1.Сущность профессии менеджера 5
2.Профессиональная этика менеджера 6
3.Социальная ответственность менеджера 8
Заключение 10
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Моя профессия менеджер.doc

— 117.50 Кб (Скачать)


10

 

Содержание.

                                                                                  Стр.

Введение

1.Сущность профессии менеджера

2.Профессиональная этика менеджера

3.Социальная ответственность менеджера

Заключение

Список использованной литературы.


Введение.

 

По утверждению Тома Питерса, менеджеры — прежде всего деятели. Или, как говорят на Уолл-стрит: они «дело делают». По мнению же Майкла Портера, менеджеры — это мыслители. А вот и нет, отвечают Абрахам Залезник и Уоррен Бенине, хороший менеджер — это прирожденный лидер. Анри Файоль и Линделл Урвик не устают нам повторять, что хороший менеджер — это контроль и управление.

Удивительно, но все ведущие исследователи, похоже, выделяют какие-то отдельные черты этой профессии в ущерб остальным. Наверное, если мы попробуем сложить их всех вместе — нам удастся сделать определенный шаг вперед, но нам вряд ли удастся получить представление о профессии менеджера, в целом.

Более того, из всех названных подходов складывается впечатление, что труд менеджера — это чрезвычайно систематичная и тщательно контролируемая деятельность. Однако это не более чем миф, факты же свидетельствуют совершенно об ином.

Работа менеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого выстраивается обучение. Подтверждением этому служит оценка выпускников школ бизнеса, основанная на их годовой зарплате, что является естественным и объективным измерителем качества обучения, содержания учебной программы и самих школ бизнеса в целом.

Управленец постоянно перегружен обязанностями, но при этом весьма неохотно передает их выполнение другим, а потому ему постоянно приходится работать на пределе сил. Его труд характеризуется краткостью, фрагментарностью и преобладанием вербальных коммуникаций; именно они препятствуют превращению менеджмента в науку, в классическом ее понимании.


1. Сущность профессии менеджера

 

В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

История менеджмента хранит имена выдающихся менеджеров. Эти люди, обладая незаурядными способностями, талантом и энергией добивались значительных результатов в организации компанией и управлении ими.

К примеру, одним из таких менеджеров является Ли Якокка. Руководя автомобилестроительной компанией "Форд", он во многом способствовал ее процветанию, однако в итоге был безосновательно уволен владельцем этого предприятия Генри Фордом, который завидовал авторитету Ли Якокки и не мог терпеть рядом с собой такую сильную личность.

Ли Якокка болезненно переживал свое увольнение и лишь через некоторое время, успокоившись, принял предложение руководства компании "Крайслер" возглавить ее.

Между тем финансово-экономическое положение этой компании было катастрофическим. "Крайслер" по всем статьям уступал своим основным конкурентам на автомобильном рынке США: фирмам "Дженерал Моторс" и "Форд".

Обладая богатым опытом, незаурядными способностями, энергией и другими присущими современному менеджеру качествами, Ли Якокка принялся за, казалось бы, безнадежное дело.

Были проведены мероприятия по совершенствованию системы управления производством, поиску необходимых финансовых средств, усилению взаимодействия сбытовых служб компании с производственными подразделениями, ужесточен контроль за работой.

Ли Якокка установил себе символическую заработную плату в 1 доллар вплоть до стабилизации положения компании, которое в итоге через несколько месяцев действительно выправилось и "Крайслер" вновь заняла свое прочное место на автомобильном рынке.

 

2. Профессиональная этика менеджера

 

В общем смысле этика менеджера — это совокупность моральных ценностей и принципов, управляющая поведением человека или группы людей и определяющая положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Этика подобна внутреннему кодексу законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, принести пользу окружающим.

Сравним роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора. Как видно из рис. 1, все действия человека определяются тремя системами норм. Первая — это система законов, письменно закрепленных норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и ее членов ограничены определенными рамками (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанность платить налог на прибыли). Прямая противоположность этому поведению — действия индивида (организации), определяемые свободой выбора. Сюда относится поведение, о котором ничего не говорится в законах и в отношении которого человек или организация обладает полной свободой (выбор религиозного мировоззрения индивидом, планирование компанией объема производства посудомоечных машин).

Рис. 1. Основные определяющие действия человека и организаций системы норм.

Между этими двумя определяющими действия индивидов и организаций системами норм и находится этика. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть нормы поведения, основанные на разделяемых обществом принципах и ценностях. В случае свободного выбора человек подчиняется самому себе, в законодательной системе — букве закона. В случае же с этикой индивид должен соблюдать известные ему (или компании) нормы, за нарушение которых, впрочем, не предусмотрено конкретных санкций. Решение, приемлемое с этической точки зрения, является (для большей части общества) приемлемым и юридически, и морально.

Многие менеджеры уделяют большое внимание проблемам улучшения этического климата компании, а также повышению ее чувствительности к социальным проблемам. Им не хочется, чтобы в один прекрасный день компании пришлось занимать защитную позицию или, хуже того, подвергнуться обструкции. Как высказался один из экспертов по этическим вопросам: «Менеджмент обязан создавать и поддерживать такие условия, в которых люди ведут себя, как люди». Поэтому руководство компании призвано контролировать ее моральное «здоровье», используя такие методы, как личный пример, моральный кодекс и различные этические структуры.

Американская ассоциация высших руководителей 250 корпораций «Круглый стол бизнеса» опубликовала отчет об этической политике и практике своих членов (в число которых входят Boeing, Chemical Bank, General Milk, GTE, Xerox, Johnson & Johnson и Hewlett-Packard). Авторы отчета приходят к выводу о том, что по силе воздействия ничто не может сравниться с решительными действиями менеджера. Директор и старшие менеджеры компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей организации. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджера. Если руководство приносит этику в жертву сиюминутным интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие клятвы в приверженности этическим идеалам бесполезны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации.

 

3. Социальная ответственность менеджера

 

С одной стороны, концепция ответственности компании перед обществом, как и понятие этики, проста: она означает, что компания должна отличать плохое от хорошего и поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами. Формальное определение социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании. Определение несложное, но как воплотить его на практике, если каждый из нас по-своему определяет приемлемость для общества действий корпорации? Более того, понятие социальной ответственности включает в себя далеко не однозначные аспекты дефиниций добра и зла. Кроме всего прочего, необходимо учесть и воздействие организации на окружающую среду.

Одна из моделей оценки корпоративной социальной деятельности представлена на рис. 2. В ней за основу берется общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью, положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе.

Рис. 2. Критерии оценки результатов корпоративной социальной деятельности

Следует обратить внимание на сходство категорий на рис. 2 и 1. И там и там вопросы этики находятся между законодательной системой и областью свободного поведения. Но на рис. 2 присутствуют экономические обязанности, так как получение прибыли — основная задача деятельности компании.

Заключение.

 

Для того чтобы менеджер последовательно учитывал этические составляющие в процессе принятия решений в бизнесе, культура его организации должна поддерживать нравственное поведение, а менеджер должен обладать инструментами оценки этического аспекта вариантов решений. Мы убеждены, что из этих двух условий более важным является корпоративная культура, способствующая нравственному поведению. Такая культура дает менеджеру мотивацию к обретению инструментов, необходимых для принятия решений. В отличие от изменений культуры, которые требуют времени, необходимые инструменты можно создать достаточно быстро. Инструменты этического анализа можно обрести на курсах подготовки и в процессе самостоятельного обучения.

Иначе обстоит дело с изменением культуры, не оказывающей поддержки нравственному поведению. Сколько-нибудь значительное преобразование культуры может занять многие годы, причем желательные перемены не гарантированы. Коттер и Хескетт утверждают, что для осуществления изменения, ориентированного на повышение организационной культуры, необходимо найти менеджеров, обладающих тремя характеристиками: они должны быть эффективными лидерами, быть способными смотреть на организацию глазами со стороны и уметь видеть ее изнутри. В наши дни не у многих людей обнаружишь сочетание этих характеристик.

 


Список использованной литературы.

 

1.      Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент/Пер. с англ. М. Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. 280 с.

2.      Дополнительные навыки // Ведомости № 186 (1713) 04 октября 2006

3.      Друкер Питер Ф. О профессиональном менеджменте: о профессии менеджера М.: Вильямс, 2005. 320 с.

4.      Еленин А. Ли Якокка: главное - делай что-нибудь! // Business-online, 2001.

5.      Комарова С. Высший пилотаж в профессии "Менеджер"// "Куда пойти учиться" от 28.11.2003

6.      Корпоративные драмы // Ведомости № 185 (1712) 03 октября 2006

7.      Минцберг Г. Профессия – менеджер // Стратегический процесс - СПб.: Питер, 2001 г.

8.      Мурадян К. Менеджер - не профессия, менеджер - социальная ориентация//Работа для вас от 06.08.2004

9.      Пономарев И.П. Особенность обучения менеджменту // Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2002

10. Старобинский Э.Е. Выдающиеся руководители -- М.: Книжный мир, 2002

11. Якокка Л. Карьера менеджера /Пер. с англ. При участии У. Новака /Общ. ред. и вступит, статья С. Ю. Медведева. М.: Прогресс, 1994. 384 с.

 



Информация о работе Моя профессия менеджер