Мотивація як функція менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Существенный недостаток украинских предприятий – недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях. А ведь человеческий потенциал для предприятия – это основное конкурентное преимущество. В настоящее время необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Хорошо обученный, мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Теоретические аспекты мотивации
1.1.1. Сущность мотивации в системе управления
1.1.2. Процесс мотивации
1.1.3. Методы стимулирования и мотивации на предприятии
1.2 Теории мотивации
1.2.1. Содержательные теории мотивации
1.2.2. Процессуальные теории мотивации
1.3 Мотивация персонала как проблема. Разработка эффективной системы мотивации
1.3.1. Концепция проблемы мотивации персонала
1.3.2. Мотивирующие факторы
1.3.3. Разработка эффективной системы мотивации
2. Практическая часть
2.1. Организационная структура управления
2.2. Показатели эффективности управленческого труда
2.3. Функции менеджмента
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Мотивація як функція менеджменту.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

    Согласно  теории А. Маслоу, первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого активизируются более высокие стремления. Таким образом, удовлетворение нужд человека происходит последовательно: сначала физиологические, потом потребности в безопасности, затем в принадлежности и т.д. Если  человек нуждается в физической безопасности, он будет направлять все свои усилия на то, чтобы создать вокруг себя соответствующую среду, не испытывая потребностей в самоуважении и самоактуализации. После того как потребность удовлетворяется, она отходит на второй план и активизируется потребность более высокого уровня. Если профсоюз добивается высокой оплаты труда  и  хороших условий труда для своих членов, тем самым удовлетворяются их базовые потребности, у сотрудников возникает стремление к принадлежности, желание добиться самореализации. 

Удовлетворение

вне процесса труда

Иерархия потребностей Удовлетворение

в процессе труда

 
 
    Образование, религия, хобби, личностный рост Потребности в

    самоактуализации

    Возможности для обучения, продвижения, роста и проявления творческих способностей
    Одобрение семьи,

    друзей, общества

    Потребности в самоуважении Признание, высокий

    статус, дополнительные обязанности

    Семья, друзья,

    общественные  группы

    Потребности в

    отношениях

    принадлежности

    Рабочие группы, клиенты, коллеги, начальники
    Отсутствие  войн,

    загрязнений природной среды, насилия

    Потребности

    в безопасности

    Безопасность  труда, дополнительные льготы, гарантии сохранения рабочего места
    Пища, вода, секс Физиологические потребности Тепло, воздух, оклад
 

    Рис. 1. Иерархия потребностей по Маслоу 

    Теория  А. Маслоу, подвергавшаяся критике за недостаточное подтверждение на практике, была модифицирована Клейтоном Алдерфером. В его теории, получившей название «Теории СВР» (от английских слов existence – существование, relatedness – взаимосвязи,  growth – рост), выделяются только три категории потребностей.

  1. Потребности в существовании, в физическом здоровье и благополучии.
  2. Потребности во взаимосвязях, в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Потребности в росте связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремлением к личностному росту, расширению компетенций.

    Модель  СВР и теория А. Маслоу имеют несколько  схожих черт: обе предусматривают иерархическую структуру потребностей, в обеих  утверждается, что индивид продвигается по «лестнице» нужд последовательно, шаг за шагом. Но К. Алдерфер сократил число категорий потребностей до трех и предположил, что продвижение между ними является более сложным, а именно подчиняется принципу «фрустрация – регрессия». В соответствии с ним в случае, если удовлетворить потребность высокого уровня не удается, у индивида может произойти возврат к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня. Так, работник, которому не удается добиться личностного роста, может вернуться к более низкой социальной потребности и направить все свои усилия на увеличение доходов. Таким образом, модель СВР является не столь жесткой, как иерархия А. Маслоу: она допускает, что люди могут перемещаться по иерархии не только вверх, но и вниз в зависимости от своей способности удовлетворять потребности [7, стр. 189].

    Теория  иерархии потребностей объясняет, почему менеджменту организаций необходимо находить способы признания своих сотрудников и привлекать их к принятию решений. В компании Federal Express лучшие работники имеют право на получение награды «Браво, Зулус!», и письмо с благодарностью для многих из них значит гораздо больше, чем деньги. То, что потребности в самоуважении и любви должны удовлетворяться в процессе труда, как нельзя лучше подтверждают слова одного молодого менеджера: «Если бы я должен был одним предложением сказать, что меня мотивирует к труду, так это то, что я знаю, что происходит вокруг и какая роль отведена мне. Это знание позволяет мне чувствовать себя значимым человеком». Многие компании обнаруживают, что прекрасным мотивационным фактором, причем фактором высокого уровня, являются смех, шутки, веселье, которые снимают усталость от повседневной рутины, способствуют формированию у сотрудников чувства собственной значимости, необходимости другим людям.

    Еще одна популярная теория мотивации, а именно двухфакторная теория предложена Фредериком Герцбергом. В ее основе лежит исследование, в ходе которого сотни работников различных организаций отвечали на вопросы о том, когда они ощущают наибольшее желание работать и, наоборот, когда они недовольны и трудиться им совсем не хочется. Анализ полученных данных показал, что удовлетворение и неудовлетворенность от выполнения рабочих заданий определяются действием принципиально различных факторов. Был сделан вывод о том, что мотивация к труду формируется под воздействием двух основных групп факторов.

    Посмотрим на рис.2. Центр шкалы – нейтральное отношение работника к труду, когда индивид не испытывает ни удовлетворения, ни неудовлетворенности. Поведение человека в процессе труда определяется двумя различными группами факторов. Первая из них, гигиенические факторы, связана с присутствием или отсутствием и «знаком» таких элементов, как условия труда, заработная плата, политика компании, правила и межличностные отношения между людьми. Отрицательные гигиенические факторы обуславливают неудовлетворенность индивида процессом труда. Но положительные факторы всего лишь избавляют сотрудников от отрицательных эмоций; они никак не влияют на удовлетворенность трудом, не мотивируют к более высоким результатам.

    Уровень удовлетворения трудом определяется второй группой факторов – мотиваторами, т.е. потребностями высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности для роста.        

    Ф. Герцберг считал, что в отсутствие мотиваторов человек относится  к своему труду нейтрально. При появлении мотиваторов у него возникает побуждение к труду, который начинает приносить удовлетворение. Таким образом, гигиенические факторы и мотиваторы оказывают принципиально разное воздействие на мотивацию. 
 

    Высокое

    удовлетворение 
 
 
 
 

      
 
 
 
 

    Нейтральное

    отношение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Высокий

    уровень

    неудовлетво-

    ренности 

    Рис. 2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга 

          Первые «работают» только в  отрицательной области. К примеру,  проблемы с безопасностью труда или повышенный уровень шума вызывают у работников неудовлетворенность процессом труда, но их устранение никак не сказывается на уровне удовлетворенности  трудом, никак не мотивирует работников к более высокой производительности. Ответственность за удовлетворение трудом «несут» такие мотиваторы, как сложность поставленных рабочих задач, принятие на себя ответственности, признание со стороны других людей.

    В соответствии с теорией приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида. Обычно выделяют следующие типы потребностей:

    1. Потребность достижения: желание решить некие сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей.

    2. Потребность присоединения: желание к налаживанию тесных личных взаимоотношений, стремление к недопущению конфликтов.

    3. Потребность власти: желание влиять на других людей или контролировать их действия, нести за них ответственность, получить власть над людьми.

    Формирование  этих потребностей начинается в детстве. Если родители приучают ребенка к  самостоятельности, поддерживают его  начинания, он приобретет потребность  в достижениях. Если взрослые содействуют установлению теплых отношений между ребенком и другими людьми,  у него развивается потребность в близких связях. Если ребенок получает удовольствие от того, что имеет возможность контролировать поступки других людей, у него начинает формироваться потребность во власти.

    Д. МакКлелланд отдал изучению человечески  потребностей и их влияние на менеджмент более 20 лет. По его мнению, люди, в  которых сильно развита потребность  достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и брать на себя довольно большой риск. С другой стороны, люди, нуждающиеся в близости, являются хорошими «интеграторами», координируя деятельность нескольких отделов или подразделений компании. К «интеграторам» относятся и менеджеры продуктов и торговых марок, которые должны обладать высокоразвитыми человеческими навыками. Индивиды с высокой потребностью в близких связях умеют устанавливать хорошие рабочие отношения с окружающими.

    Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Например,  Д. МакКлелланд (16 лет изучая поведение менеджеров компании ATST) обнаружил, что те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной пирамиде. Более чем у половины менеджеров высшего звена присутствовала потребность во власти. Напротив, менеджеры с высокой потребностью в достижениях, но слабым стремлением к власти, как правило, останавливаются на относительно низких уровнях управления. Причина этого явления в том, что для обретения достижений необходимо просто решать какие-то задачи, а для обретения власти приходится снова и снова подниматься по иерархической лестнице.

    Итак, содержательные теории мотивации объясняют основополагающие, базовые нужды людей и выделяют среди них те, которые мотивируют человека к определенным образцам поведения. Все они, и теория иерархии потребностей, и теория СВР, и двухфакторная теория, и теория приобретенных потребностей призваны помочь менеджерам осознать движущие сотрудниками организаций мотивы. На основе этих теорий менеджеры имеют возможность построить работу так, чтобы она удовлетворяла  потребности выполняющих ее людей, а, следовательно, стимулировала наиболее эффективное их поведение. 
 

    1.2.2. Процессуальные теории мотивации 

    Процессуальные  теории призваны объяснить процесс выбора людьми направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей образцов поведения и оценки эффективности принятого решения. Наибольшую известность получили теория справедливости и теория ожиданий.

    Теория  справедливости изучает представление сотрудников организации о том, насколько объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад в сравнении с остальными работниками (автор – Стейси Адамс). Теория предполагает, что, оценивая индивидуально вознаграждение за достигнутые в процессе труда результаты, сотрудники стремятся  к социальному равенству.

    В соответствии с теорией справедливости, в том случае, когда индивид  оценивает получаемое им вознаграждение как приблизительно равное оплате труда  других сотрудников, достигших аналогичных результатов, он воспринимает отношение менеджмента к нему лично как честное и беспристрастное. Равенство вознаграждения оценивается по соотношению «входа» и «выхода». Трудовой выход – это зарплата, признание, продвижение по службе, иные выгоды, а вход – образование, опыт, прилагаемые усилия и способности. Индивидуальное соотношение входа и выхода сравнивается с аналогичными пропорциями других членов рабочей группы или неким средним по группе. Ощущение справедливости возникает тогда, когда соотношение индивидуального входа и выхода примерно равно пропорции выходов и входов коллег.

Информация о работе Мотивація як функція менеджменту