Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:59, реферат
Слово мотивация произошло от латинского movere - побуждение к действию.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение определенной цели.
С мотивацией мы все знакомы с детства, когда родители говорили нам - получишь пять в четверти по математике, купим тебе велосипед.
Мотивация. Виды мотивации
Слово мотивация
произошло от латинского movere - побуждение
к действию.
Мотивация - это процесс стимулирования
кого-либо к деятельности, направленной
на достижение определенной цели.
С мотивацией мы все знакомы с детства,
когда родители говорили нам - получишь
пять в четверти по математике, купим тебе
велосипед. И с мыслью о новом велосипеде
мы решали сложные примеры и задачи.
Попробуем разобраться подробней, что
создает мотивацию и от чего она зависит.
Мотивацию создают:
1. Мотивы (от латинского moveo - двигаю)
- это материальный или идеальный предмет,
достижение которого выступает смыслом
деятельности. Иными словами - это то, ради
чего человек что-то делает, главная и
как правило осознаваемая причина поведения.
Мотив часто путают с потребностью и целью,
однако потребность - это, неосознаваемое
желание устранить дискомфорт, а цель
- результат сознательного целеполагания.
Например: жажда - это потребность, вода
- это мотив, а бутылка с водой, к которой
человек тянется - это цель.
2. Cтимулы (от латинского stimulus -
палка, с помощью которой погоняли скот)
- это своего рода рычаги вызывающие действие
определенных мотивов. Например, премии,
бонусы, надбавки, а так же штрафы и наказания.
Виды мотивации:
1. Внешняя мотивация - обусловленная внешними
обстоятельствами. Например, сосед купил
новый автомобиль, у вас рождается мотивация
заработать достаточно денег и тоже купить
новый автомобиль.
2. Внутренняя мотивация - связанная не
с внешними обстоятельствами, а возникшая
внутри самого человека. Например, вам
захотелось уехать в отпуск на кипр. Причем
ваша внутренняя мотивация может служить
чей-то внешней мотивации.
3. Положительная мотивация - основанная
на положительных стимулах. Например,
буду хорошо работать получу премию.
4. Отрицательная - основанная на отрицательных
стимулах. Например, буду опаздывать на
работать получу выговор и штраф.
5. Устойчивая мотивация - которая основана
на нуждах человека, так как она не требует
дополнительного подкрепления.
6. Неустойчивая - которая постоянно требует
дополнительное подкрепление.
Мотивация - одна из главных движущих сил
человеческого поведения и достижения
поставленных целей. Поэтому создание
и поддержка мотивации - ценные качества
успешного человека.
Для поддержки мотивации хорошо помогает
метод визуализации (представления)
целей. Для этого нужно четко описать цель
- что именно вы хотите и что для этого
нужно сделать. И как можно чаще читать
составленный список, который и будет
вас мотивировать. В этом вам поможет разработанный
нами мотивайзер, в котором можно управлять
своими целями и устанавливать им конечный
срок.
Что такое мотивация?
Мотивация – это
некое эмоциональное состояние, которое
побуждает к действию.
Motive – побуждение.
Если вспомнить
детство, то мотивация к самостоятельному
действию проявляется тогда, когда
ребенок хочет что-либо сделать
и произносит заветную фразу «Я САМ!».
Все дети проходят этот этап. Не все
родители правильно воспринимают эту
фразу, и вот тут уже кроются
ошибки, которые могут в будущем
привести к тому, что у ребенка
постепенно отбивается желание действовать
самостоятельно. А это часто приводит
к тому, что ребенок, взрослея, перестает
создавать в себе мотивацию, на уровне
подсознания вспоминая
Пример: Ребенок
смотрит на маму, и говорит:
– Мама, я сам хочу подмести.
В самом лучшем случае, мама даст подмести
и похвалит (независимо от результата).
Это позволит ребенку прочувствовать
полностью, что значит «я сам» и испытать
гордость за свое достижение. Придет с
работы папа, и он радостный бежит – папа,
папа, Я САМ сегодня подметал. В следующий
раз у ребенка желание сделать самостоятельно
что-либо будет не менее сильным. Страхов
в таком случае ребенок не приобрел.
В худшем случае мама дает подмести, ребенок, конечно же (ведь первый раз), начинает мести не так, и не туда, а еще и что-нибудь уронит. Мама была не «в духе», разозлилась на вдруг разбитую тарелку или на заметенный под стол мусор, или вообще у нее не было времени «подметать с малышом». В таком случае, она (необдуманно) окружает ребенка негативными эмоциями, и если такие случаи повторятся несколько раз, у ребенка появляется мысль – «я сам» делаю все плохо, лучше «я сам» вообще делать ничего не буду. Даже если мама постарается в будущем «мотивировать» ребенка сама, он сделает что-либо по ее просьбе, но это будет мотивация извне, а не изнутри.
Мотивация бывает приобретена извне (от окружающих) и изнутри (от самого себя).
Думаю, понятно, что извне мотивация может приходить откуда угодно. Из книги, фильма, рассылки, письма, статьи, от человека и даже от животного.
Пример
мотивации извне:
– к вам приходит друг и эмоционально
рассказывает, как замечательно он провел
время в «таком-то» клубе. Вы получаете
мотивацию извне, и в вас рождается мотивация
внутренняя (вы уже очень хотите сходить
в «такой-то» клуб);
– необходимость, нужда (надо идти на работу);
– тренинги, курсы, тренера, коучи, финансы
(оплата чего-либо).
Чаще всего для начального этапа (движение к чему-либо) мотивация извне нужна, тут главное научиться от мотивации извне вырабатывать самомотивацию изнутри.
Пример
мотивации изнутри:
– вы сидите дома, и вдруг у вас возникает
желание сходить в кино. То есть внутри
вас созрело определенное эмоциональное
состояние, которое побуждает вас пойти
в кино. Более того, вы можете стать источником
той самой внешней мотивации. Позвонить
друзьям и мотивировать их на совместный
поход в кино;
– собственные желания.
Мотивацию можно разделить на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация достижения.
Чаще всего человеком используется мотивация сохранения. Такое эмоциональное состояние не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано.
А вот мотивация достижений требует гораздо большей силы эмоций. И, соответственно, требует большей активности для достижения желаемого (то, чего хочется на данный момент).
Но и для мотивации сохранения, и для мотивации достижения необходимо уметь использовать самомотивацию.
Потому что
этап «мотивации извне или изнутри»
проходит очень быстро. То есть, сегодня
вы захотели действовать, через два
часа нашли десяток отговорок, почему
этого делать не нужно.
Вот тут-то и приходит на помощь самомотвация.
Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих объединить в одно целое.
Во-первых, необходимо
создать внутреннюю установку на качественную
деятельность (я сделаю что-либо наилучшим
образом).
Во-вторых, развить в себе чувство
долга, ответственности перед самим собой
(в первую очередь). Сказал – сделал. Я
сам отвечаю за свои слова.
В-третьих, и самое немаловажное, это
видение конечного результата и ОСОЗНАННОЕ
стремление быстрее его достичь. Необходимо
уметь видеть то, что хочу получить (или
получу в результате определенного действия).
Если эти три пункта работают вместе и в одну сторону, тогда можно говорить о том, что самомотивация есть и она будет способствовать мотивации достижения.
Что работает на поддержание мотивации достижения?
В самую первую очередь это единомышленники. Если таковые есть, именно они позволяют «поднять самомотивацию» в момент ее «падения». То есть, почему в группе легче? Потому что группа – это и есть те самые единомышленники. (Фитнес, членство в клубе, форум, рассылка, друзья и т.д.).
Очень хорошо работают визуализации (представление того, чего хочу). Так же – альбомы желаний (фотографии, рисунки предметов, которые хочется иметь, важно собрать их в одном месте).
Также необходимо уметь пропускать «несущественные отговорки», а «существенные» принимать во внимание, и корректировать движение таким образом, чтобы процесс достижения доставлял наибольшее удовольствие.
Надеюсь, данная
статья поможет развитию самомотивации.
Успехов в этом интересном и увлекательном
занятии!
Если у вас остались вопросы, жду их в виде
комментариев.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:
Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.