Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение различных теорий мотивации.
Методы исследования:
анализ литературы, материалов в сети Интернет;
анализ, обобщение полученного материала.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1.1 Мотивация в менеджменте ……………………………5
1.1 Понятие и значение мотивации в управлении людьми………..5
1.2 Содержательные теории мотивации……………………………12
1.3 Процессуальные теории мотивации……………………………17
Заключение…………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………….24
Приложения …………………………………………………………25
Таким образом, мотивация, как один из методов функции управления персоналом, является составной частью процесса управления
Современные
теории мотивации, основанные на результатах
психологических исследований, доказывают,
что истинные причины, побуждающие
человека отдавать работе все силы, чрезвычайно
сложны и многообразны. По мнению одних
учёных, действие человека определяется
его потребностями. Придерживающиеся
другой позиции исходят из того, что поведение
человека является также и функцией его
восприятия и ожиданий.
1.2
Содержательные теории
мотивации.
В основу содержательной теории мотивации лежит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.
К содержательным теориям мотивации относятся:
1. Теория Абрахама Маслоу.
Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей, получившей название «пирамида потребностей» [приложение №1].
В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:
1)
физиологические потребности,
2)
потребности безопасности и
3)
потребности принадлежности и
причастности или социальные
потребности. Человек
4)
потребность признания и
5) потребности самовыражения или духовные потребности. человек стремиться к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. духовные способности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.
Физиологические
потребности и потребности
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой находятся потребности самовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физиологические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникает необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Однако, такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.
С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, как считали сторонники школы научного поведения, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делала вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.
2. Теория К. Альдерфера
Теория К. Альдерфера так же как, как и в теории Маслоу потребности расположены иерархически. однако, он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей «пирамиды» Маслоу.
К числу таких потребностей относятся:
Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящие в том, что, по теории Маслоу, человек, удовлетворяющий потребность нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребностей следующего уровня и т. п. По Альдерферу, движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании поведения людей [приложение №2].
3. Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда.
Данная теория делает основное акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. он считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действовать для достижения поставленных целей и задач.
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования. Ко второй группе относятся, те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Маккеланд придавал особое значение потребности властвования второго типа, поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой стороны – давать им возможность удовлетворять её.
В отличие от концепций Маслоу и Альдерфера потребности по Маккеланда не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения и выработке методов управления человеком.
4. Теория двух факторов Фредерика Герцберга.
Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсами, между которыми находится состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов [приложение №6].
Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние на две группы факторов:
На
практике выводы Герцберга привели
к созданию программ «обогащения» труда,
в которых давался подробный
перечень гигиенических, и особенно мотивирующих,
факторов и предлагалось сотрудникам
самим определить наиболее предпочтительные
для них факторы.
Таким
образом, содержательные теории мотивации
в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей
к действию, особенно при определении
объема и содержания работы.
1.3
Процессуальные теории
мотивации.
Процессуальные теории мотивации изучают процесс мотивации и методы мотивирования людей с целью достижения желаемых результатов. Основная концепция этих теорий заключается в том, что наряду с учетом потребностей необходимо принимать во внимание то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и какой вид поведения он выбирает.
Процессуальные теории
К наиболее известным процессуальным теориям мотивации относятся следующие:
1. Теория ожидания
Данная теория часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базирующаяся на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Эта теория изучает и описывает взаимодействие трех блоков: усилий, исполнения, результата.
Люди затрачивают определенные усилия на выполнение работы только тогда когда они уверены, что это даст нужные результаты. Делая выбор, человек сталкивается с несколькими альтернативами, из которых он должен выбрать одну. Данная теория должна дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или другой выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами.
Теория ожидания рассматривает:
В практической деятельности организаций руководство должно проводить сопоставление возможного вознаграждения с потребностями сотрудников и добиваться их соответствия.
2. Теория постановки целей.
Содержание теории постановки целей сводится к тому что человек определяет для себя цели, к достижении. которых он стремиться, и, отталкиваясь от поставленных целей, осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу [приложение №3].
На цель и готовность человека затрачивать определенные усилия оказывают влияние четыре фактора: сложность цели, специфические цели и приверженность цели. Кроме того, на удовлетворенность или неудовлетворенность человека результатами воздействуют внутренние по отношению к нему процессы (то есть оценка человеком полученного результата с точки зрения соотнесения его с поставленной целью) и внешние процессы (то есть оценка окружающими результатов труда или исполнения: похвала коллег, продвижение по службе, повышение оплаты, благодарность коллег и т. п.).
Данная теория связана со многими трудностями при её практической реализации. Прежде всего, это вызвано тем, что люди, отличающиеся друг от друга по полу, возрасту, образованию, роду деятельности, имеют разную степень целевой ориентации. Люди с более низким уровнем образования имеют, как правило, более ясные и четкие цели, чем люди более образованные.
Теория постановки целей не дает однозначного ответа на вопрос, кто должен ставить цели: руководитель или группа. Участие человека в постановки цели дает ему определенную удовлетворенность, но при этом теория не дает ответа на вопрос, приводит ли это к повышению уровня и качества исполнения. При постановке целей как индивидами, как и группами возникает конкуренция, что безусловно активизирует их деятельность, но межгрупповая конкуренция может привести к ослаблению индивидуальной конкуренции. Эта теория не раскрывает путей, как сочетать индивидуальную постановку целей с групповой.
Теория постановки целей не дает однозначного ответа на вопрос, как производить стимулирование: по конечным результатам работы или за конкретно проделанную работу. Практическая деятельность организаций показывает, что необходимо комбинировать оба подхода к стимулированию применительно к индивидуальным характеристикам людей и сложившейся ситуации.
3.Теория равенства (справедливости)