Мотивация учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

Содержание

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ
1.1 Понятие мотивации и значение учебных мотивов
1.2 Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности
1.3 Студент как субъект учебной деятельности
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Мотивация учения
2.2 Психологическая характеристика отдельных сторон мотивационной сферы учения
2.3 Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная работа.docx

— 30.57 Кб (Скачать)

     2.2 Психологическая характеристика отдельных сторон мотивационной сферы учения 

     Всякая  деятельность начинается с потребностей. Потребность – это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности.

     Всякому человеку свойственна потребность  в новых впечатлениях, переходящая  в ненасыщаемую познавательную потребность. На неё преподаватель должен прежде всего опираться, актуализировать  её, сделать более чёткой, осознанной у большинства студентов. Если данная широкая познавательная потребность  не актуализирована, то учащийся не переходит  к другим – более активным формам побуждений, например к постановке целей.

     Другой  важный аспект мотивационной сферы  – мотив, т.е. направленность активности на предмет. В обучении мотивом является направленность студентов на отдельные  стороны учебного процесса. Сюда входит направленность студента на овладение  новыми способами действий, и на овладение знаниями, и на получение  хорошей отметки, и на похвалу  окружающих, и на установление желаемых отношений со сверстниками.

     Учебное поведение побуждается всегда несколькими  мотивами.

     Особенности мотива как одной из сторон мотивационной  сферы в том, что он прямо связан со смыслом, с личностной значимостью  этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого человек учится, то это  принципиально перестраивает и  смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.

     Для того чтобы реализовать учебный  мотив, например, овладеть приёмами самообразования, надо поставить и выполнить много  промежуточных целей в учебном  труде: научиться видеть отдалённые результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней  учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки.

     Интерес к учению, тесно связан с уровнем  сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение  и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов  и целей.

     Иногда  в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также  связь с ней способности к  самостоятельной постановке учебных  целей и их разрешению.

     Для эффективности формирования мотивации  учения надо стремиться воспитывать  в единстве её социальные и познавательные стороны, процессуальные и результативные аспекты. Это способствует становлению  основ творческой мотивации, состоящей  в овладении способами преобразования окружающей действительности и своей деятельности.

2.3Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения 

           Отмечена важность наличия у студентов активной направленности на разные стороны учебного труда, лежащей в основе различных мотивов учения (направленности на усвоение знаний, направленности на овладение новыми способами усвоения знаний и т.д.). Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у студентов отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.

     В старшем школьном и студенческом возрасте, отмечает психолог Н.С. Лейтес, активность в целом носит уже  преимущественно избирательный  характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей.

     Становление мотивации учения в студенческом возрасте затрудняет:

     - устойчивый интерес к одним  предметам в ущерб усвоения  других предметов;

     - неудовлетворённость однообразием  форм учебных занятий, отсутствием  творческих и проблемно-поисковых  форм учебной деятельности;

     - отрицательное отношение к формам  жёсткого контроля со стороны  преподавателей;

     - сохранение ситуативных мотивов  выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем или  по уговорам родителей);

     - недостаточная устойчивость социальных  мотивов долга при столкновении  с препятствиями на пути их  реализации.

     Отмечена  большая избирательность познавательных мотивов, эта избирательность продиктована не только интересом к учёбе, но и  выбором профессии. Развитие избирательных  познавательных интересов является основой для дальнейшего развития всех специальных способностей.

     Продолжают  развиваться широкие познавательные мотивы – интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их добывания. Интерес к знаниям  становится более глубоким, затрагивает  не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.

     Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес  к методам теоретического и творческого  мышления. Студентов интересует участие  в вузовских научных обществах, применение исследовательских методов  на занятиях. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности познавательной деятельности, о чём  свидетельствует их интерес к  пособиям о культуре и рациональной организации умственного труда.

     Существенно развиваются мотивы и способы  самообразования, доминируют далёкие  цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели самообразования  вызывают принципиально новые способы  самообразовательной деятельности: осознание студентом своей учебной  деятельности и личности, соотнесения  их с требованиями общества, оценка этих особенностей и их преобразование, поиск и выработка новых личностных позиций, осознание самообразования  как особой деятельности, соотношение  задачи и способов самообразования, развёрнутый самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и  разумном самоограничении своей  деятельности.

     Появляется  новый мотив самообразования  – стремление к анализу индивидуального  стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения.

     Социальные  позиционные мотивы, складывающиеся и в отношениях с окружающими, также изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть для студента большую  роль, неприятия студента в групповом  коллективе вызывает неудовлетворённость  и беспокойство, отрицательные эмоции. Предстоящие сессии усиливают деловую  ориентацию студентов в отношении  с преподавателями. Вместе с тем  возрастает стремление студентов к  уважительным формам контроля со стороны  преподавателя.

     На  основе сплава зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается  мировоззрение молодого человека как  основной регулятор его социально  обусловленного поведения. Наличие  мировоззрения является показателем  общей зрелости личности студента. Студент обладает рядом способов целепологания: умеет предвидеть последствия  достижения тех или иных целей; при  постановке системы целей определять ресурсы для реализации каждой из них.

     Для студентов в целом характерны стабилизация эмоций и освобождение их от противоречивости и конфликтности, значительно более устойчива  самооценка. Положительные эмоции также  сопровождают сложные виды самостоятельной  учебной работы студентов, многообразные  формы их общественной активности. Избирательный интерес обусловлен не непосредственно эмоциональным  отношением к предмету, а оценкой  непосредственно практической значимости предмета.

     Появляется  новый спектр положительных и  отрицательных эмоций, связанных  с целостным представлением о  самом себе с дифференцированной самооценкой. Чаще они приводят к  чувству обоснованной уверенности  в себе, в своих силах, а также в рефлексии и здоровой иронии, что является источником активности личности, но в ряде случаев самосознание сопровождается отрицательными эмоциями, неуверенностью, колебаниями, сомнениями, ложным самолюбием и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма  и определяющих направленность  поведения человека.

     Учебная мотивация – это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и  навыками. Учебная мотивация, тот  элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

     Мотивационный этап один из главных этапов формирования умственных действий и понятий. Мотивация  личности складывается из внутренних и внешних мотивов. Под внутренними  мотивами имеется ввиду интерес  к предмету изучения и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Внешние мотивы создаются с помощью  поощрения или наказания.

     В студенческом возрасте мотивы самообразования  сливаются с мотивами самовоспитания. В целом это способствует гармоничному развитию личности человека. Происходит обогащение личностным смыслом как  социальных, так и познавательных мотивов, т.е. превращение их в смыслообразующие. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Маркова А.К., Формирование мотивации учения ,1970.
    2. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности, Москва, 2005
    3. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология, - Ростов н/Д: Феникс,2004
    4. Талызина Н.Ф., Формирование познавательной деятельности подростков, - М.: Просвещение, 1988.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности