Мотивация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 04:53, курсовая работа

Описание работы

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Содержание

2. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации
3. Способы мотивации
4. Основные звенья механизма мотивации
5. Основные теории мотивации. Картины человека в теориях трудовой мотивации
6. «XY» - Теория Макгрегора
7. Развитие теории Макгрегора
8. Теория человеческих отношений
9. Теория «Z» Оучи
10. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
11. Практическая значимость теории А. Маслоу
12. Теория потребностей К. Альдерфера
13. Теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда
14. Теория двух факторов Ф. Херцберга
15. Значение теории Ф. Херцберга
16. Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона
17. Заключение

Работа содержит 1 файл

motiv.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

 

  Теория двух факторов  Ф. Херцберга

 

         Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория двух факторов Ф. Херцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя 
на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?». 
    В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда. Первую группу факторов Херцберг назвал факторами гигиены (гигиеническими факторами), вторую - мотиваторами. Термин «гигиена» употребляется здесь в его медицинском значении - гигиена как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом. 
При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность не 
ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места.

   Вторую  группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений. Они выступают стимуляторами эффективного труда. К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность (свой участок работы) и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны, подвижны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.

   Обобщая результаты своих исследований, Херцберг сделал ряд выводов:

  1. Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.
  2. Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены.
  3. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия.
  4. Позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.

 

Значение  теории Ф. Херцберга

 

  Модель  Херцберга отличается от многих мотивационных  теорий тем, что она отрицает простую  альтернативность в воздействии  различных мотивационных факторов на удовлетворенность трудом. Например, теория человеческих отношений (Э. Мэйо, Ротлизбергер и др.) однозначно (по горизонтали) определяет их взаимосвязи (см. схему). 

  Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность  трудом

  

                            хорошая                                         плохая  

                                                                                                                       

                               большие                                         маленькие                                                           

                          интересное                                      монотонное                                                               

                                                                                                                                

                             кооператив-                                     авторитар-

                             ный стиль                                        ный стиль

                                                                                                                   

   В отличие от теории человеческих отношений, мотивационная теория Херцберга  при выяснении удовлетворенности  трудом использует два различных измерения: по горизонтали - факторы гигиены и по вертикали - мотиваторы (см. схему).

   Главный практический вывод из теории Херцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников. 

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность  трудом

(Ф.  Херцберг) 

        Удовлетворенность

 

Гигиенические       факторы 

Отсутствие        неудовлетворенность

Неудовлетворенности

                                              Мотиваторы 

Неудовлетворенность

 

    Теория двух факторов Херцберга  получила широкое распространение, хотя большинство исследований, проведенных для ее более глубокой проверки, не смогли однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации этой теории используют на практике многие компании. Так, с ее помощью ряд американских компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American Airlines) заметно повысили мотивацию служащих. В частности, они использовали выводы Херцберга о мотиваторах при разработке и реализации программ по обогащению труда, повышению его привлекательности. Например, на одном из заводов уборщикам помещений разрешили самостоятельно решать все проблемы по ведению хозяйства и поддержанию помещений в чистоте. Они сами стали распределять между собой обязанности, общаться с торговыми посредниками, и заказывать необходимый инвентарь, а также рассматривать поступающие на их работу жалобы. Это повысило ответственность работников, усилило их мотивацию, сократило текучесть кадров и количество прогулов. Причиной таких позитивных перемен явилось повышение удовлетворенности работников трудом и организационной идентификации.

   В качестве практических рекомендаций для менеджеров, вытекающих из позитивного опыта использования программ по обогащению труда, можно назвать следующие:

    1. сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы;
    2. им необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);
    3. им следует предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы;
    4. они должны нести определенную материальную ответственность;
    5. они должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления;
    6. они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.

Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона

 

   Исследованием мотивации персонала в широком, выходящем за пределы индивидуальных потребностей социальном контексте  занимаются ученые, которые разрабатывают  процессуальные теории мотивации. Одной  из ранних теорий данной группы является теория трудовой мотивации Д. Аткинсона8. В ней анализируются некоторые новые аспекты побуждения работников к эффективному труду, и прежде всего в этот процесс включается ситуация.

   Теория  Аткинсона исходит из того, что  поведение работника есть результат  взаимодействия индивидуальных качеств  личности и ситуации, ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач, и имеет два соответствующих  мотива: мотив успеха – Му и мотив, побуждающий избегать неудачи – Мн. Эти мотивы достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы. В них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения потребностей.

   Помимо  личных качеств, выражающихся в двух указанных мотивах, на поведение человека влияют две ситуативные переменные: вероятность успеха, с которой работник ожидает завершения своей деятельности, - Ву и привлекательность успеха (ценность стимула) для индивида – Пу. При этом привлекательность успеха  прямо   связана  с  вероятностью  успеха по формуле Пу = 1- Ву. Это означает, что чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность. Например, если сотрудник уверен, что его отдел выполнит задание независимо от его собственных усилий, и он вместе со всеми получит вознаграждение, то привлекательность выполнения задания будет для него минимальной.

   Выражающее  силу мотивации стремление  к  успеху – Су можно изобразить следующей формулой:

   Су = Му ´ Ву ´ Пу

   Согласно  данной формуле, стремление к успеху будет максимальным при вероятности  успеха 0,5, так как произведение Ву ´ Пу в данном случае максимальное. Конечно, определяя стремление к успеху, необходимо учитывать и мотив успеха, который у разных сотрудников выражен неодинаково.

   Любая конкретная ситуация активизирует мотив  успеха и одновременно мотив, побуждающий  избегать неудачи, - Мн. При этом сумма вероятности ожидания успеха – Ву и вероятности неудачи – Вн равна 1. (Поскольку, если, например, имеет место полный успех, т.е. он равен 1, то вероятность неудачи равна нулю.) Соответственно вероятность неудачи выражается формулой:

   Вн = 1 – Ву.

   Согласно  теории Аткинсона, лица, в большей  мере ориентированные на успех  (Му > Мн), предпочитают задания средней сложности, так как в этом случае ниже степень риска, хотя и меньше привлекательность успеха. В то же время работники, которые приемлют неудачу ради высокой привлекательности возможного достижения цели, предпочитают экстремальные задачи по принципу «пан или пропал. Подобные работники относятся к так называемому «рисковому» типу личности.

   Теория  трудовой мотивации Аткинсона имеет важное значение для понимания и учета в практике руководства персоналом факторов стремления к успеху. В частности, при распределении заданий, она требует учета менеджером особенностей личности, ее высокой награды в случае удачи. Первой группе работников целесообразно поручить те задания, которые обязательно надо выполнить в отведенные сроки. Вторую же группу сотрудников лучше использовать при необходимости поиска нетипичных, нетрадиционных решений, при решении инновационных задач, выдвижении «сумасшедших» идей.

 

Заключение

 

   Современные теории мотивации далеко не исчерпываются  рассмотренными выше. Мотивация –  очень сложный и многоаспектный процесс. Общие представления о  ее важнейших сферах и факторах дает состоящая из пересечения кругов Эйлерма схема, предложенная Г. Комелли. 

   Основные  сферы мотивации (Г. Комелли) 

   

                                           Задача         Руководство
 
 
 
 

                         Я (самомо-      Мотивация     Группа 

                             тивация) 
 

                                     Общество        Организация
 
 
 
 

   Как видно из схемы, на мотивацию работника  влияют: его индивидуальные качества и усилия по самомотивации; задача, которую ставит руководитель; характер руководства (способности руководителя, его стиль и т.д.); группа, в которой он трудится;  вся организация с ее структурами и культурой; общество, которое определяет общую трудовую атмосферу, ценности и нормы. Одним из важнейших факторов мотивации и объектов руководства в целом является группа.

Информация о работе Мотивация труда