Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:38, реферат
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.
Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности.
1. Введение
2. Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации.
3. Формы стимулирования работников.
3.1. Моральное стимулирование.
3.2. Материальное стимулирование.
4. Организационный климат и его влияние на функционирование организации.
-иметь целостность,
т.е. приводить к
Оцениваться служащими как важная и заслуживающая
быть выполненной. Давать возможность
служащему принимать решения, необходимые
для ее выполнения, т.е. должна быть автономия
(в установленных пределах). Либо, как вариант,
- групповая автономия. Обеспечивать обратную
связь с работником, оцениваться в зависимости
от эффективности его труда.
-приносить справедливое
с точки зрения работника
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
Рассмотрим каждый из этих основных параметров работы:
Разнообразие умений и навыков.
Этот термин характеризует
степень, в которой работа требует
разнообразных действий при ее выполнении
и которая предусматривает
Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.
Существует
так же оптимальный уровень
Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества.
Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент разнообразия разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.
Работникам
так же необходимо дать ощущение признания
используемых ими навыков. То есть нужно
стремиться уделять внимание сотрудникам
с целью публично объявить об исключительной
ценности данного навыка у работника.
Такой подход, как правило, стимулирует
работника на усовершенствование навыков,
расширения диапазона его способностей.
Целостность работы.
Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.
Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными людьми.
Даже процесс контроля за качеством работы значительно повышает целостность. Необходимо так же иметь в виду то, что добавление рабочих операций более низкого уровня, которые не делают работу более целостной, обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны работников.
При возникновении трудностей с обеспечением “содержания” работы лучше данную операцию автоматизировать. Однако даже здесь возможно внесение некоторых изменений. Так работе по производству идентичных деталей можно придать целостность, если детали укладывать в коробку, а затем коробку уносить к месту назначения. Работник делается ответственным за подготовку сырья.
Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы - от временных до стимуляционных. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.
Важность работы.
Под
этим параметром понимается степень
влияния выполняемой работы на жизнь
или работу других людей в организации
или во внешнем окружении.
Рабочие, затягивающие гайки тормозных
устройств самолета расценивают свою
работу как очень важную, в отличие от
рабочих, заполняющих скрепками бумажные
коробочки. При этом уровень навыков примерно
одинаков.
Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.
Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.
Работник всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета ,ему хочется знать какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы, как эта работа “вливается” в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.
Автономия.
Автономия
характеризует, насколько работа обеспечивает
свободу и независимость
При
отсутствии (по каким-либо причинам - например,
применению конвейера) целостности
невозможна и автономия т.к. может
произойти нарушение общей
Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.
Работа
менеджера состоит из решения
задач разного уровня важности.
Передача некоторых управленческих функций
низкого уровня подчиненным несет двойной
эффект - концентрация усилий менеджера
на решении проблем более высокого уровня
и, одновременно, оказывает положительное
влияние на мотивацию работников.
Передача
права принятия решений низкого
уровня подчиненным может
При
условии знания подчиненными всех требований
и инструкций, действующих в организации,
менеджер может предоставить им возможность
самостоятельной постановки целей
своей работы. Даже если они частично
участвуют в процессе принятия таких
решений, гораздо больше вероятность
того, что они будут чувствовать
ответственность за работу и испытывать
чувство успеха при успешном ее завершении.
Реально это реализуется с
помощью системы
Инструменты,
материалы и оборудование, а также
методы их использования образуют еще
одну область, где можно увеличить
самостоятельность. Очень часто
работники не имеют права отказываться
даже от некачественных материалов. Нетрудно
предположить к чему это может
привести в случае, если дальше по ходу
технологического процесса предусмотрен
контроль качества.
Ведь обязанность контролеров - предъявлять
жалобы тем, чьи компоненты не соответствуют
стандарту.
В случае,
когда менеджер определяет, как и
каким оборудованием
Время
является чрезвычайно важным фактором
во всех видах работы. Если человек
не имеет достаточно времени для
качественного выполнения работы, он
будет считать, что на нее не стоит
тратить усилий. Поручение работы
заранее предоставляет
Темп выполнения работы также оказывает существенное влияние на мотивацию. Поэтому менеджер должен стремиться к снижению монотонности полуавтоматических процессов предоставляя работникам свободу в выборе темпа. Если же это не возможно и темп всецело задается машиной, необходимо ввести систему буферных накопителей.
Обратная связь.
Обратная
связь обеспечивает получение работниками
информации о качестве выполняемой
ими работы. Эффективность обратно
связи зависит от целостности
работы. Гораздо легче обеспечить
обратную связь по результатам
“законченной работы”, чем на отдельном
ее фрагменте.
Расширяя
фронт каждой работы, чтобы работник
отвечал за несколько взаимосвязанных
операций, мы повышаем автономию. В
то же время это увеличивает
Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.
Рассмотренные
выше три первых фактора вносят свой
вклад в оценку работы с точки
зрения ее сложности, ценности и необходимости.
Если работа не обладает такими параметрами,
то она не будет внутренне мотивируемой.
Хорошее качество ее выполнения не будет
создавать ни чувства выполненного долга,
ни ощущения новизны или приобретения
чего-либо полезного.
Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности.
Только
такая работа дает возможность человеку
к самовыражению.
3.2 Материальное стимулирование.
Несмотря
на то, что выше были рассмотрены
множество средств
Выделяются следующие меры материального поощрения:
. заработная плата
. бонусы
. участие в прибылях
. планы дополнительных выплат
. участие в акционерном капитале.
Руководству компании необходимо разработать такую стратегию, которая позволяла бы соблюсти баланс между следующими противоположными интересами компании:
. обеспечение стабильного
дохода сотрудников компании, то
есть поддержание
. выделение большого
объёма средств для
Центральное
место в системе материального
стимулирования занимают формы и
системы оплаты труда, тарифные оклады,
премиальные системы и
Организация заработной платы в коллективе осуществляется с целью:
1. стимулирования
решения поставленных перед
2. повышения качества работы и эффективности труда работающих;
3. содействия повышению
квалификации, росту творческой
активности и развитию
4. обеспечения роста удовлетворенности трудом, его условиями и результатами;
5. обеспечения принципа
оплаты труда в зависимости
от его количества и качества
с учетом его условий и
4.Организационный климат и его влияние на функционирование организации.
Согласно
теории управления, функция мотивации
включает два аспекта –