Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:23, доклад
Мотивация – процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.
Организационно-финансовый конт
Характеристики эффективного контроля
Система эффективного контроля
Для успешного достижения
стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);
мотивация т.е. создание у работников внутренних побуждений к труду.
Мотивация – процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.
Одним из важнейших условий
достижения целей организации
является обеспечение
Основные составляющие
потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
вознаграждение - это все, что человек считает для себя ценным.
Потребности могут разделяться на:
физиологические (еда, вода, жилье, отдых, секс и т.д.)
психологические (успех, власть, уважение и т.д.)
Вознаграждения могут быть:
внутреннее – от самого труда, от общения
внешнее – зарплата, дополнительные выплаты, льготы
Все теории мотивации
1. Содержательные – теории мотивации,
ориентированные на определенные потребности
и связанные с ними факторы, определяющие
поведение людей.
2. Процессуальные – базируются
на анализе того, как человек распределяет
усилия для достижения различных целей
и как выбирает конкретный вид поведения.
1. Теория мотивации
Согласно этой теории успех
побуждения работников к
Все потребности человека
1. Физиологические- еда, вода. жилье,
отдых и т.д.
2. Безопасность
и уверенность в будущем - защита от физических и психологических
посягательств со стороны окружающего
мира, а также уверенность в том, что в
будущем физиологические потребности
будут удовлетворены.
3. Социальные - к ним относится
чувство принадлежности к социальной
группе (семья, родственники, друзья, коллеги
по работе) и увлечениям.
4. Уважение к себе - потребность
в личных достижениях, компетентности,
признании и уважении со стороны окружающих.
5. Самоуважение
- это потребность
самовыражения, реализации своих потенциальных
возможностей и росте как личности.
(предоставить средства,
Теория ERG Альдерфера.
В отличие от Маслоу, Клейтон Албдерфер считает, что существует три группы потребностей:
Потребности существования. Они как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности и физиологические потребности.
Потребности связи - отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т.д. К этой группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу.
Потребности роста - аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности и самосовершенствованию.
Отличие между теориями Маслоу
и Альдерфера состоящее в том,
что по
теории Маслоу движение потребностей
происходит только снизу вверх,
а Альдерфер считал, что движение возможно
в обе стороны. Если каждый раз, когда потребность
не удовлетворяется, происходит переключение
на более конкретную потребность. И этот
процесс определяет наличие обратного
хода сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей
Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения
вниз – процессом
фрустрации, т.е.
поражения в стремлении удовлетворить
потребность.
Потребности существования. Они как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности и физиологические потребности.
Потребности связи - отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т.д. К этой группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу
Потребности роста - аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности и самосовершенствованию.
Отличие между теориями Маслоу
и Альдерфера состоящее в том,
что по
теории Маслоу движение потребностей
происходит только снизу вверх,
а Альдерфер считал, что движение возможно
в обе стороны. Если каждый раз, когда потребность
не удовлетворяется, происходит переключение
на более конкретную потребность. И этот
процесс определяет наличие обратного
хода сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей
Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения
вниз – процессом
фрустрации, т.е.
поражения в стремлении удовлетворить
потребность.
Теория Дэвида МекКлелланда
представляет собой как бы
усеченный вариант модели
Он исходил из того, что людям присущи три потребности:
Потребность власти (потребность властвовать) - выражается как стремление воздействовать на других людей.
Потребность успеха (потребность достижения) - удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения.
Потребность причастности (потребность соучастия) - выражается в стремлении человека принять участие в решении наиболее важных задач организации
Вывод: менеджер, располагая данными о преобладающих потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет способствовать достижению целей работника и организации.
4. Двухфакторная теория
Мотивация связана с
гигиенических факторов (“факторы здоровья”) - связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включает в себя: стиль руководства, статус, правила, распорядок и режим работы, зарплату, отношения с коллегами и подчиненными;
мотивирующих факторов (“факторы удовлетворители”) - связаные с самим характером и сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.
1. Теория ожидания Виктора Врума.
В соответствии с этой теорией мотивация зависит от трёх факторов:
Ожидание возможного
Ожидаемого вознаграждения от этого результата.
Ожидаемой ценности
Схематично эту теорию можно
представить формулой:
Ожидания того, что усилия дадут желаемые
результаты * ожидаемая ценность вознаграждения
* ожидания того, что результаты повлекут
за собой ожидаемое вознаграждение = МОТИВАЦИЯ
(1*2*3 = мотивация
)
Вывод: менеджер должен представлять потребности работников и предлагать им адекватное вознаграждение. причем для эффективной мотивации менеджер должен установить четкое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.
3. Модель Портера-Лоулера
Эдвард Лоулер и Лайман Портер
предложили расширенную
Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
Они рассматривали
Вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать.
Процесс мотивации
3. Модель Портера-Лоулера
Эдвард Лоулер и Лайман Портер
предложили расширенную
Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
Они рассматривали
Вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать.
Процесс мотивации
Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Анализ этих показателей