Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:56, реферат
Менеджмент, или управление предприятием - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей.
Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.
Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников организации 5
2. Практическое применение модели мотивации персонала организации 15
Список использованных источников 19
В левой части рисунка кривые имеют такой же характер, но уровень насыщения существенно ниже, чем для достижительной мотивации. Это объясняется тем, что:
- во-первых, психологически нарастание страха ограничено и быстро достигает порога;
-
во-вторых, в арсенале организации
возможности наказания
-
в-третьих, имеется важная
Последний
тезис проиллюстрируем
Однако в левом нижнем квадранте имеется еще одна линия возможной реакции на неадекватную систему стимулирования при избегательной мотивации - линия "бунта", срыва управляемости и разрушения организации. Обычно это наблюдается при наличии сильного неформального лидера (профсоюзного лидера, внутреннего неглавного собственника, руководителя, конфликтующего с другими руководителями и т.п.) и при значительном попустительстве (недостаточности наказания).
Теперь детализируем представления о мотивационных типах.
Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
Обозначим каждый тип мотивации кодом (по первым двум буквам):
ЛЮ - люмпенизированный тип;
ИН - инструментальный тип;
ПР - профессиональный тип;
ПА - патриотический тип;
ХО - хозяйский тип.
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (Рис. 2)
Рис. 2. Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Люмпенизированный
тип. Относится к избегательному классу
мотивации.
Характеристика:
Инструментальный
тип. Относится к достижительному
классу мотивации.
Характеристика:
Профессиональный
тип. Относится к достижительному
классу мотивации.
Характеристика:
Патриотический
тип. Относится к достижительному
классу мотивации.
Характеристика:
Хозяйский
тип. Относится к достижительному
классу мотивации.
Характеристика:
Можно привести данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в организациях (Таблица 1, 2).
Таблица 1
Распределение
мотивационных типов работников
крупного хлебокомбината, успешно функционирующего
на рынке
Мотивационный тип | Доля
персонала с преобладанием | |
Среди рабочих | Среди менеджеров | |
Инструментальный | 44% | 9% |
Профессиональный | 14% | 31% |
Патриотический | 14% | 38% |
Хозяйский | 2% | 9% |
Люмпенизированный | 26% | 13% |
Таблица 2
Распределение мотивационных типов работников крупного машиностроительного завода, ранее выпускавшего оборонную продукцию, с очень высоким кадровым потенциалом (в данный момент завод испытывает трудности с конверсией)
Мотивационный тип | Доля
персонала с преобладанием | |
Среди рабочих | Среди менеджеров | |
Инструментальный | 29% | 22% |
Профессиональный | 23% | 29% |
Патриотический | 17% | 21% |
Хозяйский | 13% | 17% |
Люмпенизированный | 18% | 10% |
Формы стимулирования и их соответствие мотивационным типам
Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:
1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3.
Натуральные - покупка или аренда
жилья, предоставление
4.
Моральные - грамоты, почетные
знаки, представление к
5.
Патернализм (забота о
6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.
7. Привлечение к совладению и участию в управлении.
Итак,
на человека, который описывается
некоторым мотивационным
Эта реакция может быть
Понятийная модель "Мотивация-стимул" устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в Таблице 3.
Таблица 3
Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Формы стимулирования | Мотивационный тип | ||||
Инструментальный | Профессинальный | Патриотический | Хозяйский | Люмпенизированный | |
Негативные | Нейтральна | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Денежные | Базовая | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна |
Натуральные | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна | Базовая |
Моральные | Запрещена | Применима | Базовая | Нейтральна | Нейтральна |
Патернализм | Запрещена | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Организационные | Нейтральна | Базовая | Нейтральна | Применима | Запрещена |
Участие в управлении | Нейтральна | Применима | Применима | Базовая | Запрещена |
Примечание:
- "базовая" - наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;
- "применима" - данная форма стимулирования может быть использована;
- "нейтральная" - применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде;
-
"запрещена" - применение данной
формы стимулирования приведет
к прямо противоположному
Применение модели
Описанная модель "Мотивация-стимул" может применяться при формировании политики стимулирования персонала. Возможны следующие варианты такой политики:
1.
Путем разработки и применения
системы стимулирования
2. Оптимизировать систему стимулирования под существующий мотивационный профиль компании, чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала.
На Рис. 3 показаны основные этапы реализации двух названных вариантов политики стимулирования.
Рис.
3. Использование модели "Мотивация-Стимул"
при двух вариантах политики стимулирования
Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала организации