Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы определяется следующим: жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство - это важнейший сектор экономики. Поэтому включение жилищно-коммунального хозяйства в систему рыночных отношений, изменение механизма управления этой сферой, ее реформирование влияет на весь ход экономической реформы в России.

Работа содержит 1 файл

курс.rtf

— 740.82 Кб (Скачать)

     От законодателей муниципалитет ждет решения вопроса о недопустимости процедуры банкротства предприятий ЖКХ, которая ведет к банкротству бюджета органов местного самоуправления. Так же, как и недопустимости ареста счетов муниципальных учреждений по иску энергопоставщиков за неуплату.

     Хотелось бы, чтобы новый Жилищный кодекс стал важной вехой законодательного обеспечения дальнейших реформ ЖКХ, на ряду с многочисленными частными вопросами такими как (определение понятия «второе жилье», важного для установления дифференцированных тарифов за жилищно-коммунальные услуги) особое внимание получило изложение компетенции органов местного самоуправления в регулировании всего комплекса вопросов данной сферы на низовом уровне, в том числе оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, имеющими сверхнормативную жилплощадь и два или более жилых помещения.

     Трудности и ошибки начального этапа жилищно-коммунальной реформы позволяют сформировать ряд принципов, которые должны быть положены в ее основу.

     1. Принцип комплексного подхода. Жилищно-коммунальная реформа - это система мероприятий, и ее эффективность будет определяться тем, насколько согласованно и синхронно будут осуществляться ее составные части. Основные задачи реформы - переход к самофинансированию жилищно-коммунального хозяйства за счет повышения доли платежей населения и повышение эффективности развития этой сферы за счет ее включения в рыночные отношения. Приоритет отдан решению первой задачи. Нарастание разрыва между ними приведет к дискредитации самой идеи реформы и фактически к ее провалу.

     2. Принцип самофинансирования. Одна из основных целей жилищно-коммунальной реформы состоит в том, чтобы включить жилищно-коммунальные услуги в рыночную среду: затраты производителей услуг должны оплачивать сами потребители с учетом количества и качества потребляемых услуг. Это позволит освободить бюджетные средства и предотвратит превращение муниципальных бюджетов в бюджеты жилищно-коммунального хозяйства.

     3. Принцип социальных гарантий. Жилищно-коммунальная реформа является составной частью социальной политики, и чтобы не противоречить целям этой политики, она должна отвечать следующим требованиям:

     - расходы населения на содержание жилищно-коммунального хозяйства не должны превышать определенной доли общего совокупного дохода семьи;

     - высокодоходные группы населения должны оплачивать расходы на содержание своего жилья полностью;

     - население с низкими доходами должно получать компенсацию для возмещения расходов на оплату социальной нормы жилищно-коммунальных услуг.

     Меняется форма участия государства в финансировании жилищно-коммунального хозяйства: дотации будут получать не предприятия этого хозяйства, а население, пользующееся его услугами и имеющее по социальным показателям право на возмещение определенной доли платежей за жилищно-коммунальные услуги.

     4. Принцип государственного и общественного контроля. Государство и общество должны взять под контроль осуществление реформы. Объектом контроля при этом становятся качество услуг и объективность расходов жилищно-коммунального хозяйства, предъявляемых к оплате. Для этого необходимо, во-первых, создание государственной жилищной инспекции и ее филиалов в городах, основными функциями которых будут являться:

     - регулярное инспектированное обследование жилого фонда и инженерных систем;

     - рассмотрение жалоб и обращений граждан, связанных с вопросами эксплуатации жилья и его технического состояния;

     - применение санкций к нарушителям правил пользования жилым фондом;

     - определение требований к подрядным организациям по выявлению и устранению дефектов и повреждений жилого фонда.

     Во-первых, необходимо совершенствовать работу антимонопольных служб и их контроль за установлением коммунальных тарифов путем оценки объективности затрат предприятий - естественных монополистов при формировании цен, а также путем перехода на договорные отношения.

     Необходимым условием успешной реализации жилищно-коммунальной реформы также является общественный контроль со стороны населения, его активное участие в защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Опыт других стран свидетельствует, что эту функцию могут выполнять товарищества собственников квартир (кондоминиумы), создание которых позволит решить проблему установления договорных отношений при обслуживании приватизированного сектора жилья.

     5. Принцип государственного стимулирования. Поскольку жилищно-коммунальная реформа имеет социально-экономическую значимость, на государственном уровне целесообразно создать централизованный фонд ее поддержки и разработать механизм его распределения, обеспечивающий стимулирование регионов и городов, в которых наиболее последовательно и успешно повышается эффективность системы управления и качество жилищно-коммунальных услуг.

     Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказывает слишком ощутимое влияние на структуру денежных расходов населения, на социальный статус семьи. Поэтому механизм реализации жилищно-коммунальной реформы должен обеспечивать создание условий, способствующих смягчению ее негативных последствий.

     Во-первых, необходимой предпосылкой повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентной среды на основе демонополизации отрасли. Высокая степень монополизации и отсутствие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства привели к тому, что тарифы на услуги по некоторым оценкам завышены на 30-50% при их низком качестве. Необходимо выделить реальные направления деятельности, в которых могут появиться предприятия-конкуренты, и на начальном этапе организовать их поддержку. Это уборка улиц, ремонт домов, дорог, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт сетей, проектно-изыскательские работы по развитию жилого фонда и коммунальных объектов.

     Конкурентные отношения необходимо стимулировать и внутри самих муниципальных организаций между бригадами, отделениями, заинтересовывая их в повышении качества услуг и снижении затрат.

     Развитию конкурентной среды будет способствовать либерализация доступа к производству услуг, проведение конкурсных торгов на получение права на обслуживание. Организовать реальный конкурс на стадии заключения договоров должны местные администрации. Для этого нужно вовлечь в конкурс частные фирмы, разработать критерии для отбора победителей, подготовить кадры для проведения конкурсных торгов, обеспечить их регулярное проведение.

     Во-вторых, реализация жилищно-коммунальной реформы, как и экономической вообще, невозможно без адаптации общественного сознания к новым рыночным условиям. Прежде всего необходимо, чтобы цели и задачи реформы осознали сами работники этой сферы и были заинтересованы в осуществлении ее мероприятий. Но главное - это адаптация общественного сознания к жизни в условиях рыночных отношений. Чтобы население не отторгало, а напротив, поддерживало мероприятия жилищно-коммунальной реформы, нельзя уже на первом этапе лишиться его доверия, что легко может случиться, если люди будут чувствовать лишь тяжесть изменений.

     Этапы жилищно-коммунальной реформы должны быть согласованы с политикой роста денежных доходов населения и структурой распределения семей по уровню душевого дохода. Важным элементом социальной политики станут субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг низкодоходным группам населения, поэтому необходимо увязывать скорость перехода этой сферы хозяйства на самофинансирование с удельным весом таких групп населения, чтобы не превратить муниципальный бюджет в большой отдел социального обеспечения.

     Право на получение жилищно-коммунальных компенсаций должно определяться лишь душевыми доходами семьи, что обеспечит их справедливое население. Предоставление субсидий должно носить не громоздкий и не унизительный характер.

     Алгоритм такой системы включает: а) заявительный характер предоставления субсидий; б) предоставление их в течение года; в) сплошную или выборочную проверку правомерности предоставления субсидий через налоговую инспекцию; г) лишение граждан права на жилищные субсидии в течение следующего года в случае их незаконного получения; д) возмещение гражданами незаконно полученных субсидий и уплаты штрафа.

     Кроме того, необходимо проводить широкомасштабную и постоянную работу с населением, которая должна включать:

     - активную поддержку создания товариществ собственников квартир, взаимодействующих с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;

     - оперативную реакцию муниципальных властей на замечания, жалобы и предложения населения;

     - пресечение бюрократизации при предоставлении компенсации населению;

     - широкое освещение хода реформы в своем городе и опыта других городов;

     - привлечение населения к участию в осуществлении ресурсосберегающей политики;

     - воспитание детей с раннего возраста в духе бережного отношения к своему дому, двору, городу;

     - доступность информации относительно формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, условий предоставления компенсаций.

     В-третьих, жилищно-коммунальную реформу следует обеспечить законодательно-нормативной базой, отражающей разделение полномочий и функций между центральной и региональными органами власти.

     Для этого региональными органами власти должен быть принят пакет нормативно-распределительных документов, отражающих общую концепцию реформы, этапы осуществления и обеспечивающих синхронность всех мероприятий.

     Таким образом, в осуществлении дальнейших реформ ЖКХ следует оперировать финансово-правовым инструментарием как единым. 

 

      Список литературы

 

1. Жилищный кодекс РФ.

2. Боголюбов В.С., Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере: Учеб. пособие. − СПб.: С. - Петерб. гос. инж.-экон. акад., 2009. − 127 с., схем.

3. Болотин В.В. Финансовые проблемы реформы ЖКХ // Финансы. − 2009. − №2. − С. 12-14.

4. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: Учеб. пособие. − М.: ИНФРА-М, 2001. − 255 с., схемы. - (Высшее образование).

5. Варнавский В. Реформирование жилищно-коммунальной сферы // Федерализм. − 2009. − №4. − С. 33-54.

6. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. − М.: Дело, 2008. − 127 с., схем.

7. Галямов Ю.Ю. Реформирование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства города в условиях рынка. − Томск: Красное знамя, 2007. − 261 с.

8. Горина А.П. Концептуальные и методологические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. - Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2007. - 49 с.

9. Гутман Г.В. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом в условиях рыночных реформ. - Владимир: ВлГУ, 2007. - 151 с.

10. Денисов Н. Жилищно-коммунальный комплекс: концепция реформирования // Экономист. − 2008. − №5. − С. 71-75.

11. Жакиянов Г.Б. Жилищно-коммунальная реформа: механизм реализации // Регион: экономика и социол. − Новосибирск, 2008. − №3. − С. 95-105.

12. Зайцева А.Н., Простнева О.В. Система жилищных отношений − политико-экономический аспект // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. − Тюмень, 2009. − №1. − С. 48-57.

13. Иванов С.Н. Особенности формирования стратегии реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночной экономики. − СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. - С. 16.

14. Ильин И. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист. − М., 2008. − №5. − 61-66 с.

15. Карпенко Н.Б. Муниципальное хозяйство: Учеб.-метод. пособие / Сев. Междунар. ун-т. - Магадан: СМУ, 2006. - 21 с.

16. Киселев В.В. Реформирование ЖКХ требует инициативы и творчества // Жилищ. и коммун. хоз-во. - 2008. − №8. - С. 9-16.

17. Косарева Н., Сиваев С. Проблемы реформирования жилищного сектора // О-во и экономика. − М., 2009. − №1. − С. 112-145.

18. Локтионов В.М. Этапы и особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства // Федер. отношения и регион. соц. - экон. политика. − М., 2009. − №5. − С. 36-47.

19. Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы - важный резерв сокращения бюджетных расходов // Финансы. − 2008. − №1. − С. 3-6.

Информация о работе Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании