Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:56, реферат
Уже сейчас около 40% товаров и услуг в мире производятся смешанными компаниями. Вместе с тем, наряду с интеграционными экономическими и социально-политическими процессами параллельно не менее интенсивно развиваются процессы социокультурной дифференциации, размежевания и даже противостояния отдельных социальных групп и общностей. Именно этими аспектами в последнее десятилетие занимается научно-прикладная дисциплина, известная как кросс-культурный, сравнительный менеджмент.
Здесь используются пять относительных ориентаций Парсонса. [Parsons, 1951]
Культуры универсальных и конкретных истин
Универсалистский подход – «хорошее и правильное может быть определено и далее всегда использоваться». В партикуляристской культуре внимательно рассматриваются обязательства в отношениях и конкретные условия.
В культурах, где господствует универсальный подход, традиционной является высокая законопослушность. Морально-этический стандарт этих культур иллюстрируется известным афоризмом: «Сократ мне друг, но истина дороже».
В культурах конкретных истин традиционным является поиск конкретных причин и моральных оправданий для нарушения правил. Классической для такого подхода является русская пословица: «Исключение подтверждает правило».
Список деловых культур универсальных истин возглавляют Канада, США, Англия и Скандинавские страны. На другом полюсе находятся страны Азии и Латинской Америки, Юго-Западная Европа, а также Россия и страны СНГ.
Как человек рассматривает себя - как индивида или как члена группы в первую очередь?
Индивидуализм – ориентация в первую очередь на себя; коллективизм – на общие цели и задачи.
Было
проведено анкетирование 30 тысяч
менеджеров, которые выбирали по одному
из пар альтернативных утверждений.
А | В |
1. Если у индивидов как можно больше свободы и максимум возможностей саморазвития, то качество их жизни возрастет | 1.
Если индивиды постоянно |
Процент выбравших ответ А: Россия – 60%, США – 69%, Германия – 53%.
Индивидуализм
часто связывается с развитыми
странами, в то время как коллективизм
– с традиционными обществами
и провалом коммунистического
Воздействие этой характеристики на менеджмент существенно в переговорах, принятии решений и мотивации. Так, индивидуальные культуры хорошо воспринимают оплату и премирование по индивидуальным результатам; в коллективистских культурах могут возникнуть трудности.
Представление об индивидуалистическом Западе сильно в работах англоязычных теоретиков. Большая буква I чаще всего встречается в их текстах. Сопоставление индивида и общества, однако, стало существенным лишь с эпохи Возрождения. В ранних обществах индивиды определялись своей принадлежностью к клану, племени, городской общине или феодальной группе.
Индивидуализм и религия.
Уровень индивидуализма выше у протестантов (Великобритания, Скандинавия, Нидерланды, Германия США, Канада) и ниже у последователей римско-католической веры.
Какой
тип работы превалирует в Вашей
организации?
А | В |
Все работают вместе, и Вы не оцениваете личный вклад | Каждый стремится работать индивидуально, и личный вклад можно оценить |
Количество ответов В: Россия – 86%, США – 72%, Германия – 62%.
Является ли индивидуализм корпоративным требованием?
В
то время как во Франции воспринимают
индивидуализм отрицательно, в Германии
провозглашается принцип «
Индивидуализм, однако, мешает развитию информационного общества и сейчас речь идет о растущей необходимости синтеза индивидуализма и коллективизма во все более сложном, дифференцированном и взаимозависимом обществе.
Работа
в индивидуальных и коллективных
культурах
Индивидуальные | Коллективные |
Часто используются выражения с местоимением «я». | Часто используются выражения с местоимением «мы». |
Люди ориентированы на индивидуальные достижения и ответственность | Люди ориентированы на коллективные достижения и ответственность |
Решения принимаются представителями на месте | Решения медленно согласуются с организацией |
В управлении | |
Старайтесь согласовать индивидуальные цели и цели организации | Старайтесь объединить персональный подход с положением в группе |
Вводите такие методы индивидуальной оценки, как оплата за качество, управление по целям. | Будьте внимательнее к корпоративному духу, морали и связям. |
Приготовьтесь к высокому уровню текучести кадров и мобильности | Устанавливайте низкую ротацию работ и мобильность |
Выделяйте хороших работников, героев, чемпионов и награждайте их. | Выделяйте группу в целом без фаворитизма |
Давайте людям возможность проявить индивидуальную инициативу | Ставьте перед всеми задачу достижения важных целей. |
Инструментальный
подход США и Западной Европы и
глубоко эмоциональный подход Юга и
Азии.
Сдержанные (нейтральные) культуры | Эмоциональные (аффективные) культуры |
Не хотят раскрывать свои мысли и чувства. | Словесное и бессловесное раскрытие мыслей и чувств. |
Напряжение можно определить случайно, по выражению лица или по поведению. | Прозрачность и выразительность действуют расслабляюще |
Большей частью скрываемые эмоции могут внезапно прорваться. | Прямой, бурный, темпераментный, без стыдливости, обмен эмоциями. |
Расчетливое и сдержанное выступление вызывает восхищение. | Темпераментное, живое, выразительное поведение вызывает восхищение. |
Телесные касания, жестикуляция или выразительная мимика - это в основном табу. | Телесные прикосновения, жестикуляция или выразительная мимика - это дело обычное |
Определения часто читаются монотонным голосом. | Определения читаются
драматическим голосом. |
Процент респондентов, не показывающих эмоции открыто: Россия – 24%, США – 43%, Германия – 35%
С нашей эмоциональностью тесно связана еще одна характеристика – уровень того, насколько мы затрагиваем других в конкретных областях жизни и в одной стороне личности или расплываемся по всем областям нашей жизни и сторонам личности.
В специфической (американской) культуре ваш начальник в свободное время может спросить у вас совета в гольфе или рыбалке. Каждая область, где вы взаимодействуете, отделена от другой.
Во Франции Monsieur le directeur остается директором во всех областях и его мнение в области haute cuisine – кулинарного искусства - весит больше, именно потому, что он директор.
В Германии Herr Doktor Muller – Господин Доктор Мюллер в университете, в бакалейной лавке и в гараже; его жена – это Frau Doktor Muller – на рынке, в местной школе и всюду, где она появляется, она диффузно привязана не только к мужу, но и к его работе и званию.
Dr Humpden Turner – доктор Хампден Тернер - на приеме в США, через два часа на неофициальной встрече – Charles Humpden Turner и представляется хозяином пирушки так: «I want you all to meet my very good friend Charles… (what’s your surname?) – Я хочу представить вам всем моего хорошего друга Чарльза…(как твоя фамилия?)».
Титул – конкретное обозначение для конкретной работы в конкретном месте. Во взаимодействии представителей двух культур – конкретной и диффузной – есть опасная зона.
Здесь один говорит только о деле «That’s a crazy idea» - «Это дурацкая идея» - а другой немедленно относит это «crazy» на себя лично и на все, что он делает.
С этой коллизией связано еще одно понятие диффузной культуры – сохранение/потеря лица.
Тест на специфичность/диффузность.
Начальник попросил покрасить ему дом. Не красят: Россия – 86%, США – 82%; Германия – 83%; Китай – 32%; Япония – 71% (японский респондент сообщил, что в Японии дома вообще не красят).
Переговоры в диффузной культуре идут от общего к частному, требуя предварительного установления доверия.
В
конкретных культурах обсуждение начинается
с основной темы и лишь затем может
развиться на другие области.
При работе с организацией… | |
с конкретной культурой | с диффузной культурой |
1. Изучите цели, принципы, числовые показатели конкретной организации, с которой вы работаете | 1. Изучите историю,
истоки и будущие надежды |
2. Быстро
и эффективно выходите на |
2. Запаситесь временем и вспомните, что в Рим ведет много дорог |
3. Структурируйте встречу по времени, перерывам и расписанию. | 3. Дайте встрече течь, случайно задевая вашу тему. |
4. Не используйте званий и знаний, не относящихся к обсуждаемой теме | 4. Уважайте персональные звания, возраст и связи, о чем бы ни говорилось. |
При управлении | |
1. Управление
– это достижение целей и
норм с соответствующим |
1. Управление – это непрерывный улучшающий качество процесс. |
2. Личное и деловое расписания четко разделены | 2. Частные и деловые темы тесно переплетены. |
3. Конфликты интересов исключаются. | 3. Перед суждением о служащем, рассмотрите его положение в целом. |
4. Ясные,
точные, детальные инструкции |
4. Противоречивые
и туманные инструкции, сопровождаемые
интерпретацией служащих |
5. Начинайте
отчет исполнительским |
5. Завершайте отчет заключительным обзором |
С
понятиями диффузных и
Для представителей монохромных культур (Скандинавия, Англия, Германия, США и др.) важными психологическими установками в бизнесе являются последовательность и концентрация на одном деле в каждый данный момент времени.
Представители полихромных культур (азиатские, латиноамериканские и арабские страны, юго-запад Европы), напротив, считают нормальным заниматься одновременно несколькими делами.
Представители монохромных культур обычно отличаются крайней пунктуальностью. Их лозунг: «Время — деньги». Опоздание на деловой завтрак, встречу и т.п. обычно рассматривается как нарушение делового протокола. На переговорах наблюдается стремление сразу сосредоточиться на главном.
Полихромные культуры (обычно полихромность дополняет высокую контекстуальность) относятся ко времени более свободно. Опоздание на 10—20 мин на встречу часто является частью протокола и рассматривается как демонстрация значительности опоздавшего. Допускается приглашение на деловой завтрак или обед третьих лиц или партнеров по другим сделкам. Причем это может быть сделано без предварительного предупреждения. В этом случае беседа может «скакать» с бизнеса на бизнес. Согласно традициям начинать встречу или деловой завтрак с обсуждения дела нельзя. Это считается невежливым. Часто обсуждение дела даже откладывается на вторую или третью встречу. Более важным является создание общего контекста для сотрудничества: установление неформальных связей через поиск общих знакомых, выявление общих интересов и хобби (спорт, охота, рыбная ловля, путешествия, погода и др.). Попытки ускорить переход к делу подсознательно могут быть восприняты как бестактность.
Отношения между людьми обычно связаны с их деятельностью. Однако в одних деловых культурах статус человека в обществе определяется всецело на основании его личных качеств и поступков.
В других культурах статус человека и его место в обществе зависят от многочисленных факторов, часто не связанных с его поступками («Королями не становятся, королями рождаются»).
Эта особенность национальных деловых культур была впервые исследована американским ученым Эдвардом Холлом. Результатом исследования стало условное деление деловых культур на низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные.