Модель современного менеджера

Автор: Наташа ДЕРЯБИНА, 13 Октября 2010 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте

Содержание

Введение
Глава 1 Портрет современного менеджера
Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

совр менед.docx

— 38.56 Кб (Скачать)

       Люди  следуют за лидером прежде всего  потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших  потребностей, указать нужное направление  деятельности.

       Власть  лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к  самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

       Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных  контактах. Убеждая других, он проявляет  завидную гибкость и умение идти на компромисс.

       Но  подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение  интересов коллектива вовсе еще  не означает покорности ему./ 2 ,123-124 / 

       ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СТАТЬ  ЛИДЕРОМ

       Прежде  всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и  готовность брать на себя сопряженные  с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий  лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, -- дар  Божий. Но талант без труда -- ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

       Наконец, претендент на лидерство на высоком  уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных  функций и <созреть> как крупный  руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 -- 7 лет, т.е. стремительный взлет  карьеры должен начаться в 27 -- 28 лет.

       Жить  лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему  признанию -- руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем -- увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на <пьедестал почета>, можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые <дебри>, принятие решений и улаживание конфликтов./ 2 ,159 /

       Существует  два психологических типа лидеров: <игроки> и <открытые>. Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют <пускать пыль в глаза>, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

       <Открытые> лидеры не столь заметны, но  они последовательны; берутся  за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все  вникнуть, чем завоевывают прочное  доверие и уважение на долгое  время. Они тоже гибки и действуют  с учетом обстоятельств, но  живут не сегодняшним днем, а  устремлены в будущее. Именно  они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом  у своих подчиненных.

       Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

       Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого -- бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют -- от них никто не застрахован, а исправить. их при желании не трудно.

       Обычно  авторитетный лидер -- руководитель от природы. Но что же делать, если его  нет? Можно, пусть на время, поставить  во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать  качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

       К личным качествам в первую очередь  относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к  окружающим. Руководитель должен стараться  понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

       Менеджер  должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как <сверху>, так и <снизу>, последовательно  и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца  те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти  ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово./ 3 ,78 /

       Работа  менеджера чрезвычайно тяжела, и  поэтому одним из его важнейших  личных качеств должно быть хорошее  здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться  со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности -- ведь отдых не в безделии , а  в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому  рационально распределять между  всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам  и время от времени разрушать  привычные образцы действий, ибо  когда потребуется рывок, разомлевший  руководитель на него уже не будет  способен.

       Однако  одного физического здоровья менеджеру  не достаточно. Он должен быть еще и  эмоционально здоровым человеком, иначе  просто не выдержит всех сваливающихся  на его голову перегрузок.

       Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

       Принятие  управленческих решений требует  от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера./ 2 , 55 /  

       Современный менеджер должен активно бороться с  собственными недостатками, формировать  у себя положительное отношение  к жизни и работе, создавать <здоровое> окружение путем выдвижения и  обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно  опасаться потерять авторитет -- в  большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

       Другая  группа качеств, необходимых любому менеджеру -- профессиональные. Это -- компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это  культура -- общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая.  Важен  и  ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

       Однако  руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в  свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь  их мобилизовать и использовать, преодолевая  все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в  том числе и на собственных  ошибках.

       Творчество  немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя  при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес  для фирмы.

       Но  наиболее важно для менеджера  схватывать все на лету, увязывать  вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и  вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой  специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность  и никогда не прекращается./ 3 ,124 /

       Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также  деловые.

       Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение им технологией  управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий  до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

       К организаторским качествам нужно  отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить  время на пустяки. Поскольку в  мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы  цели устанавливать, а упорно к ним  стремиться. Это и отличает менеджера  от остальных работников.

       Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в  умении четко и своевременно ставить  задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным  и распорядительным в действиях  и поступках.

       Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть способность  заражать людей уверенностью, стремлением  действовать путем логического  внушения, личного примера, собственного оптимизма.

       Менеджеру должна быть присуща дисциплина и  контроль над собой. Без этого  он не сможет ни призвать к порядку  других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать  эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

       Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться  напряженно, не принося, однако, себя в  жертву и не становясь < работоманом > (в передовых компаниях считается  дурным тоном для высших руководителей  задерживаться в офисе после  окончания трудового дня или  брать работу на дом).

       Силы  нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в  том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес  к окружающим. Он должен уметь располагать  к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. /2 , 59 /      

Информация о работе Модель современного менеджера